Иран

Ираноязычные индоевропейские племена проникли на территорию Ирана во 2-м тысячелетии до н.э. В середине VI в. до н.э. к востоку от Междуречья на Иранском плоскогорье образовалось Персидское государство. Основателем его был Кир II (559— 530 гг. до н.э.), завоевавший Вавилонию и Финикию.

Старший сын Кира Камбиз (530—522 гг. до н.э.) в 525 г. завоевал Египет. При Дарии I (522—486) восточная граница Персидской державы доходила до р. Инд; западная включала Македонию. В 500—449 гг. шли ожесточенные греко-персидские войны, а конец Персидскому царству положил Александр Македонский.

Персам мы обязаны словом «магия», происходящим от древнеперсидского «maga» — жертвоприношение. Слово «сатрап» произошло от названий персидских провинций — сатрапий.

Ханаанские мифы о борьбе сил добра и зла воплотились в иранскую религию — зороастризм (по имени ее легендарного основателя Зороастра). Мотив борьбы света с тьмой широко распространен в мифологии различных народов, но в зороастризме он звучит особенно настойчиво и драматично.

Зороастр жил около 1200 г. до н.э., а его религия господствовала с V в. до н.э. по VII в. н.э. Он создал религиозный идеал, за которым последовали христианство и ислам.

Добрые боги (например, Митра) являются знатоками закона, олицетворением договора, успокаивающими, благосклонными, покровителями честных деяний и карателями неправого, в то время как злые (например, Варуна) вооружены узами и путами, т.е. действуют «насилием немедленным и непреодолимым».

История делится в зороастризме на три периода, первый из которых называется Творением. Творец мира — верховный бог добра Ахурамазда — создал сперва бессмертных святых, а из материальных объектов «первым небо, вторым — воду, третьим — землю, четвертым — растения, пятым — скот, шестым — человека».

Встречаем в иранской мифологии и антропоморфные представления о творении. В пехлевийском сочинении «Датастаниденик» говорится, что различные объекты создались из человекоподобного тела: сперва из головы было сотворено небо, затем из ног — земля, из слез — вода, из волос — растения, из правой руки — бык и, наконец, из разума — огонь.

Данный текст в общих чертах сходен с содержания известного гимна Пуруше в «Ригведе», что доказывает наличие общих индоиранских корней.

Второй период истории — Смешение, когда силы зла, устремившись в мир, смешиваются с силами добра. Третий период — Разделение — приведет к окончательной победе сил добра, т.е. творчества.

Здесь весь тяжкий путь человечества — от культуре к культуре же через преодоление зла. В конце концов материальный мир навеки веков станет бессмертным.

Персидские цари объясняли свои победы желанием и помощью Ахурамазды. Каждый должен выбрать свое место в борьбе сил добра и зла.

Поклоняющиеся Ахурамазде попадают в рай, вкушая там блаженство в ожидании грядущего Воскресения; поклоняющиеся Анхраманью («Злой Дух») должны знать, что их душа сгинет в аду, ожидая в мучениях Последнего Суда и уничтожения.

Сущности Ахурамазды — власть, справедливость, благочестие. То, что одна из сущностей — власть — и данная религия призывала сражаться с противниками и злым началом и отличалась бодростью и жизнерадостностью, видимо, и привело к тому, что немецкий философ Ф. Ницше свое главное произведение назвал «Так говорил Заратустра».

Свод священных текстов зороастризма, написанных в 1-й половине 1-го тысячелетия до н.э., называется Авеста. Три главных книги Авесты — Ясна, Яшта и Вендидад. Ясна (букв. «жертвоприношение», «молитва») состоит из 72 глав, 17 из которых составляют Гаты («песни») Зороастра. В них утверждается, что Ахурамазда создал человека, скот и растения.

Упоминание о скоте очевидно для кочевых народов, так же как и заключение: «кто хочет, чтобы после смерти его жилище было в чертогах Ахурамазды, тот должен оберегать скот от насилия и жестокости». Яшты — гимны божествам зороастрийского пантеона.

Сюда относятся и гимны Митре, почитавшемуся до возникновения зороастризма.

Вендидад (букв. «Закон против дэвов» — так назывались божества злого мира) — более поздний свод религиозно-юридических положений. В Авесте Ахурамазда говорит о трех мерах — добрая мысль, доброе слов, доброе деяние, четырех сословиях — жрец, воин, скотовод, ремесленник — и пяти наставниках — семьи, рода, племени, страны и отдельно Зороастр.

В ритуале зороастризма главное место занимал культ священного огня, поэтому зороастрийцев называли огнепоклонниками.

В III в. н.э. в Иране получает распространение манихейство, названное по имени его основоположника Мани (216—277), которое представляет собой синтез зороастризма, христианства, буддизма и гностицизма.

В дополнение к идее борьбы добра и зла в манихейство включены представления о карме, пророках-спасителях и грядущем всеобщем воскрешении.

Сравнивая египетскую культуру с ближневосточными, следует признать, что прогресс идет быстрее в местах пересечения и интенсивного взаимодействия культур, в то время как изолированная культура достигает большей глубины своего развития.

Обособленные египтяне и китайцы остались с иероглифами, в то время как Ближний Восток создал алфавит.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)