Интерактивное выступление

Публичные выступления – это не только часть профессиональной деятельности большинства юристов, выступающих в судах, в ходе общественных слушаний или на собрании акционеров. Наша общественная жизнь наполнена публичными выступлениями преподавателей перед школьниками или студентами, школьников и студентов в учебной аудитории, политиков в законодательных органах, телеведущих на экране.

Даже дома – вдали от публичной жизни – мы часто читаем друг другу «лекции» на разные темы. Традиционное выступление представляется нам монологом оратора, украшенным цветами его красноречия. Речи лучших ораторов во все времена признавались произведениями искусства.

Но профессиональной задачей юриста является все же не сама по себе демонстрация ораторского мастерства, а достижение конкретного результата (убедить суд в правильности своей позиции по поводу виновности обвиняемого, проинформировать депутатов о достоинствах и недостатках законопроекта, объяснить акционерам суть предусмотренных корпоративным правом процедур и т. п.). Этот результат – решение слушателей (судей, депутатов, акционеров…). Принимая решение, они отвечают юристу, соглашаясь или не соглашаясь с его мнением, аргументацией, советами.

Таким образом, в профессиональной деятельности юриста выступление никогда не является просто монологом (лекцией в традиционном понимании этого слова). Юрист всегда работает в режиме диалога, рассчитывая на восприятие информации собеседником (клиентом, коллегой по работе, стороной в переговорах, судом). А теперь вспомним «пирамиду обучения». «Средний» студент «услышит и усвоит» только 5 % сообщенного «средним» лектором.

К сожалению, не все из нас являются блестящими ораторами, способными резко повысить процент усвоения информации. Также и аудитория не всегда отличается по своему восприятию в лучшую сторону от «среднего» студента.

Интересно
И преподаватель, и студент, выступающий в аудитории, и юристпрактик могут усилить эффективность своего выступления, сделав его более интерактивным по сравнению с традиционным монологом (конечно, не следует забывать о соблюдении правил, установленных для выступлений строгой процессуальной формы, но даже в судебных прениях могут быть использованы отдельные интерактивные элементы).

Вы можете включить в свое выступление элементы диалога, задавая вопросы и получая из аудитории ответы, в том числе неожиданные. Вы можете таким образом вызвать интерес и привлечь внимание слушателей, опереться на их опыт, использовать ответы для подчеркивания верности вашей позиции или для демонстрации разнообразия мнений по проблеме.

Вы можете прокомментировать некоторые ответы немедленно или далее по ходу выступления. Вопросы и ответы позволят вам оценить подготовленность и восприятие аудитории. Вы можете оттолкнуться от ответов, чтобы перейти к следующей теме или скорректировать ход выступления, изменить его содержание и форму.

В ходе выступления можно провести ролевую игру. Она сможет наглядно проиллюстрировать содержание речи, убедить в точности ваших аргументов. Для проведения ролевой игры вы можете пригласить заранее подготовленных ассистентов или прибегнуть к помощи кого-то из слушателей.

В некоторых случаях, особенно если ваше выступление предполагается очень продолжительным или состоящим из нескольких отдельных «фрагментов», можно разделить его между двумя ораторами. Периодическая смена (но ни в коем случае не частое мельтешение) выступающих поддержит внимание слушателей и позволит каждому из ораторов максимально сосредоточиться на своей части.

В рамках собственного выступления можно предоставить слово и приглашенному специалисту для подготовленного краткого комментария, что часто более эффективно, чем цитирование. Наконец, резко повышается качество выступления при использовании наглядных пособий.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)