Интерактивное выступление
Публичные выступления – это не только часть профессиональной деятельности большинства юристов, выступающих в судах, в ходе общественных слушаний или на собрании акционеров. Наша общественная жизнь наполнена публичными выступлениями преподавателей перед школьниками или студентами, школьников и студентов в учебной аудитории, политиков в законодательных органах, телеведущих на экране.
Но профессиональной задачей юриста является все же не сама по себе демонстрация ораторского мастерства, а достижение конкретного результата (убедить суд в правильности своей позиции по поводу виновности обвиняемого, проинформировать депутатов о достоинствах и недостатках законопроекта, объяснить акционерам суть предусмотренных корпоративным правом процедур и т. п.). Этот результат – решение слушателей (судей, депутатов, акционеров…). Принимая решение, они отвечают юристу, соглашаясь или не соглашаясь с его мнением, аргументацией, советами.
Таким образом, в профессиональной деятельности юриста выступление никогда не является просто монологом (лекцией в традиционном понимании этого слова). Юрист всегда работает в режиме диалога, рассчитывая на восприятие информации собеседником (клиентом, коллегой по работе, стороной в переговорах, судом). А теперь вспомним «пирамиду обучения». «Средний» студент «услышит и усвоит» только 5 % сообщенного «средним» лектором.
К сожалению, не все из нас являются блестящими ораторами, способными резко повысить процент усвоения информации. Также и аудитория не всегда отличается по своему восприятию в лучшую сторону от «среднего» студента.
Вы можете включить в свое выступление элементы диалога, задавая вопросы и получая из аудитории ответы, в том числе неожиданные. Вы можете таким образом вызвать интерес и привлечь внимание слушателей, опереться на их опыт, использовать ответы для подчеркивания верности вашей позиции или для демонстрации разнообразия мнений по проблеме.
Вы можете прокомментировать некоторые ответы немедленно или далее по ходу выступления. Вопросы и ответы позволят вам оценить подготовленность и восприятие аудитории. Вы можете оттолкнуться от ответов, чтобы перейти к следующей теме или скорректировать ход выступления, изменить его содержание и форму.
В некоторых случаях, особенно если ваше выступление предполагается очень продолжительным или состоящим из нескольких отдельных «фрагментов», можно разделить его между двумя ораторами. Периодическая смена (но ни в коем случае не частое мельтешение) выступающих поддержит внимание слушателей и позволит каждому из ораторов максимально сосредоточиться на своей части.
В рамках собственного выступления можно предоставить слово и приглашенному специалисту для подготовленного краткого комментария, что часто более эффективно, чем цитирование. Наконец, резко повышается качество выступления при использовании наглядных пособий.
- Общее понятие о научении его уровни и виды
- Особенности учебной программы
- Учебная программа как носитель учебного содержания
- Научная организация труда преподавателя права
- Методические основы подготовки учителя к уроку права
- Особенности педагогической деятельности
- Характеристика современного преподавателя юриспруденции в вузе
- Преподаватель права и его роль в образовательном процессе
- Диагностика результативного компонента правовой обученности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу