Инструменты и методы процесса идентификации рисков

Инструменты идентификации рисков

Наиболее часто применяемые в практике инструменты идентификации рисков перечислены ниже.

Обзор документации. Процесс идентификации рисков начинается с рассмотрения документации, которая включает: планы, отчеты, пояснительные записки к годовым отчетам, аудиторские заключения, списки допущений, как всего проекта в целом, так и на детальном уровне содержания проектов и другая информация, которая может быть полезна.

Интересно
Анализ контрольных листов. Контрольные листы для идентификации рисков могут быть созданы на основании существующей информации и знаний, аккумулированных в предыдущих проектах организации, в предыдущей деятельности, а также в других источниках информации.

Преимущество использования контрольных листов заключается в быстроте идентификации рисков. Контрольные листы – это списки опасностей, рисков и сбоев в управлении.

Они составляются на основе опыта работы, либо как результат предшествующей оценки рисков, либо по результатам сбоев, которые случались раньше. Контрольные списки могут применяться для идентификации опасностей и рисков, или для оценки эффективности управления рисками.

Недостатком данного метода является сложность построения и создания исчерпывающего контрольного листа всех рисков.

Методы идентификации рисков

Существуют разные методы идентификации производственных рисков и их достаточно много.

Методы отображения с помощью диаграмм. К таким диаграммам относят хорошо известные диаграммы: диаграмма Исикавы, процессные диаграммы и пр.

Графическое представление проблемы, показывающее воздействие и временной порядок событий, а также другие взаимоотношения между переменными проекта и результатами проекта, крайне важно и удобно в использовании.

Диаграмма причинно-следственных связей наглядно представляет возможные причины проблемы. Она известна как диаграмма Исикавы («рыбий скелет).

Необходимые действия:

  • определение желаемого результата;
  • определение причин с помощью метода мозгового штурма;
  • распределение причин по 4M, 5M, 6 M – man (персонал, material (инструменты и материалы), machine (машины и оборудование), method (методы, технологии) и др.;
  • разработка наброска диаграммы «рыбий скелет»), помещая результат в «голову», а соответствующие причина на «костях».

На рисунке 2.3 приведена причинно-следственная диаграмма – 4M (man, machine, material, method).

Как пример, «голова» диаграммы – это риск отклонения установленных размеров деталей.

С помощью диаграммы идентифицируют источники риска, области воздействия, события и их причины, а также их возможные последствия.

Методы сбора информации. К методам, используемым в идентификации рисков, обычно относят: мозговой штурм, метод Дельфи, интервьюирование, анализ силы, анализ слабости, SWOT-анализ.

Инструменты и методы процесса идентификации рисков

Мозговой штурм. Целью мозгового штурма является создание подробного списка рисков в организации. Список рисков разрабатывается на собрании, в котором принимает участие 10-15 человек – члены команды проекта, часто совместно с участием экспертов из разных областей, не являющихся членами команды.

Участники собрания называют риски, которые считают важными для организации, при этом не допускается обсуждение выдвинутых рисков.

Далее риски сортируют по категориям и уточняют. Важным условием при реализации данного метода является возможность каждого участника свободно высказывать свои идеи. Нельзя позволять какому-либо одному человеку доминировать в ходе сеанса.

Метод Дельфи. Метод аналогичен методу мозгового штурма, но его участники не знают друг друга. Ведущий, с помощью списка вопросов для получения идей, касающихся рисков проекта, собирает ответы экспертов.

Далее ответы экспертов анализируются, распределяются по категориям и возвращаются экспертам для дальнейших комментариев. Список рисков получается через несколько циклов этого процесса.

Интересно
В методе Дельфи исключается давление со стороны коллег и боязнь неловкого положения при высказывании идеи. Основными особенностями метода являются анонимность, многоуровневость и заочность.

Базовой предпосылкой при работе с методом Делфи служит идея о том, что если должным образом произвести обобщение и обработку индивидуальных оценок экспертов по поводу конкретной ситуации, можно получить общее мнение, которое будет обладать максимальной степенью надёжности и достоверности.

Один из недостатков метода – каждый этап может длиться до 24 часов.

Карточки Кроуфорда. Собирается группа из 7-10 экспертов. Суть этой метода заключается в следующем. Каждому участнику мини-исследования раздается по десять маленьких карточек (для этого вполне подойдет обычная бумага для записок маленького формата).

Ведущий задает вопрос: «Вопрос о том, какой из рисков является наиболее важным для организации (проекта). Все респонденты должны записать наиболее важный, по их мнению, риск.

При этом никакого обмена мнениями не должно быть. Ведущий делает небольшую паузу, после чего вопрос повторяется. Участник не может называть один и тот риск несколько раз.

После того как вопрос прозвучит десять раз, в распоряжении ведущего появятся от 70 до 90 карточек с ответами. Если группа подобрана хорошо (в том смысле, что в нее входят люди с различными точками зрения), вероятность того, что участники эксперимента укажут риски, наиболее важные для организации, весьма высока.

Интересно
Для завершения данного метода необходимо провести группирование карточек по принципу подобия, устранение дублирующих позиций и разработку общих заголовков к категориям заинтересованных сторон с использованием карточек большего формата.

И в конце составляется окончательный список наиболее важных рисков с раздачей его участникам для внесения изменений и дополнений.

Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз (анализ SWOT). Цель проведения анализа – оценить потенциал предприятия, выраженный в виде его сильных и слабых сторон.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)