Инструменты государственной экономической политики

Экономическая политика проводится государством посредством использования находящегося в его распоряжении инструментария — совокупности рычагов воздействия на экономические процессы и экономических агентов. Она реализуется через законы, президентские указы, правительственные постановления и другие нормативные акты, текущие оперативные постановления и решения государственных органов. Конкретными инструментами проведения государственной экономической политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как: налоги; государственные расходы; трансферты.

Основой финансовой базы осуществления государственной экономической политики является бюджет, состоящий из бюджета центрального правительства и бюджетов местных органов власти всех уровней.

Используя бюджет, государство влияет на экономику с помощью налогов и государственных расходов. При высокой инфляции государство увеличивает налоги, уменьшая денежную массу и снижая экономическую активность, в условиях спада – уменьшает налоги, в результате чего у предприятий появляются средства для производства, а у потребителей – для приобретения товаров, работ, услуг. В кризисных ситуациях государство увеличивает расходы бюджета на поддержку особо нуждающихся отраслей экономики, расширяет государственную закупку товаров и услуг, стимулируя производителей в развитии производства и сокращая безработицу.

Используя межбюджетные трансферты, в.ч. дотации (межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе) государство стремиться уравнивать экономическое положение различных регионов и решать иные задачи.

С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность государственных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их осуществления мерами. Наряду с фискальными, значительную роль играют кредитно-денежные инструменты экономической политики, такие как общая масса и доступность денег, кредита, ставки ссудного процента (ключевая ставка ЦБ РФ, нормы резервирования, другие централизованно устанавливаемые нормативы).

Повышая или понижая ключевую ставку, ЦБ влияет на доступность кредита. При высокой ставке кредиты менее доступны, что ведет к уменьшению денежной массы и способствует снижению темпов инфляции, но при этом приводит к спаду производства. Если ключевая ставка снижается, растет доступность кредита, повышается экономическая активность, но и увеличивается объем денежной массы в обращении, что может привести к росту инфляции.

К числу инструментов экономической политики, используемых ЦБ РФ, можно отнести также норму обязательных резервов – установленная законом строго определённая доля обязательств коммерческого банка по привлечённым им депозитам, которую банк должен держать в резерве либо в виде депозита в центральном банке, либо в виде наличности в собственных хранилищах.

Норма обязательных резервов устанавливает величину гарантийного фонда коммерческого банка, обеспечивающего надежное выполнение его обязательств перед клиентами. Этот инструмент используется центральным банком для регулирования денежной массы в экономике. Государство способно использовать такие инструменты (рычаги) экономической политики, как установление предельных (максимальных, минимальных) уровней цен на определенные виды товаров, величин объемов производства и получаемых предпринимательских доходов, а также доходов разных социальных групп, введение запретов и ограничений на отдельные виды экономической деятельности. Широко используемым инструментом государственной экономической политики в области внешней торговли и внешнеэкономических связей являются меры таможенного регулирования, представленные в Федеральном законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации ..» от 03.08.2018 № 289-ФЗ.

Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами РФ, включая Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и законодательством РФ.

Таможенное регулирование заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела.

Интересно
Таможенное дело – это совокупность методов и средств обеспечения соблюдения порядка и условий ввоза товаров в РФ, вывоза товаров из РФ, их нахождения и использования в РФ или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, порядка исчисления, уплаты, взыскания и обеспечения таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, порядка проведения таможенного контроля, порядка соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с правом Союза и законодательством РФ, а также обеспечения реализации властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами.

В России применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, установленные в соответствии с Договором о Союзе и международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования. Применяемые в рамках государственной экономической политики указанные выше и другие инструменты должны применяться с учетом текущей и прогнозируемой ситуации в экономике, должны соответствовать целям и задачам экономического развития.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)