Институциональные дизайны и состав парламентов

Парламенты относятся к самым демократичным по природе органам государства. Представительский характер парламента означает, что парламент рассматривается как выразитель интересов и воли народа (нации), т. е. всей совокупности граждан данного государства.

Следовательно, здесь действуют основные принципы:

  • конституционность учреждения национального (народного) представительства;
  • нация (народ) уполномочивает парламент осуществлять от ее имени законодательную власть;
  • нация (народ) избирает в парламент своих представителей;
  • представители ответственны перед нацией (народом).

Парламент обладает непосредственной легитимностью, так как формируется посредством прямых выборов в открытой и конкурентной борьбе, которая проводится, как правило, на партийной основе, т. е. парламент имеет прямую связь с гражданским обществом (следует учесть трансформацию современных партий и сомнительность их как представителей гражданского общества).

Два основополагающих принципа составляют основу для деятельности парламента:

  • принцип парламентского верховенства (принимает конституцию, вносит в нее поправки, принимает законы, толкует законы и конституцию)
  • принцип парламентского ответственного правления (формирует государственную политику, осуществляет контроль над правительством).

Парламенты выражают сущность демократии, так как они формируются, как правило, демократическим путем, являются формой политического общения и строят свою работу на основе поиска компромисса и согласия. Парламенты выражают сущность публичности государственных дел. Они действуют на основе открытости, публичной подконтрольности своей деятельности, принципа выборности и сменяемости состава парламента.

Парламенты обладают широкой компетенцией и выполняют разнообразные функции, среди которых следует особо отметить законодательную компетенцию, финансовую компетенцию, право формирования органов государственной власти, контрольные функции, международные функции, полномочия в области обороны и безопасности, судебные функции и др.

Компетенция парламента определяется конституцией государства. Если конституция определяет полный небольшой перечень полномочий, вне которого парламенты не могут принимать к своему рассмотрению вопросы, то такие парламенты характеризуются абсолютно ограниченной компетенцией (Франция, Сенегал, Габон).

Парламенты с относительно ограниченной компетенцией характеризуются тем, что перечень их полномочий, хотя и определяется исчерпывающе конституцией, достаточно широк и позволяет парламенту быть активным в государственной политике (США, Испания, Колумбия).

Есть парламенты с неограниченной компетенцией, когда они могут принимать к рассмотрению вопросы государственной жизни, исходя из сложившейся теории и практики взаимодействия властей в государстве, а конституция не определяет перечень парламентских полномочий (Великобритания, Япония). Парламенты, которые выполняют лишь совещательные функции при главе государства (обычно в абсолютной монархии), можно квалифицировать как формальные.

В настоящее время существуют однопалатные и двухпалатные парламенты. В истории существовали парламенты с большим количеством палат (Южно-Африканская Республика, Социалистическая Федеративная Республика Югославия, Испания; по Конституции СФРЮ 1974 г. парламенты ее республик должны были состоять из трех палат, обеспечивающих представительство граждан, представительство общин и представительство общественно-политических организаций).

Двухпалатные парламенты существуют как в унитарных, так и в федеративных государствах. В унитарных государствах существование второй палаты, как правило, определяется необходимостью сбалансировать процесс принятия законов.

В федеративных государствах вторая палата представляет федеративные единицы (штаты, земли, области), т. е. позволяет повысить их роль в государственной политике. Нижняя палата парламента, как правило, избирается населением; состав верхней — второй — палаты формируется по-разному: выборы, представительство, делегирование, назначение и др.

Помимо палат важно выделять и другие организационные компоненты парламентов. Как правило, нижние палаты парламентов состоят из партийных фракций, комитетов, комиссий и других объединений депутатов (территориальных, профессиональных). Комитеты и комиссии могут иметь постоянный или временный характер, создаваться из депутатов одной палаты, либо — двух.

При изучении парламентов в сравнительной политологии обращают внимание не только на их организационный состав, но также на другие качественные показатели. Важное место отводится изучению динамики состава депутатов парламента по различным критериям: ро- тации, профессиональным, гендерным, возрастным характеристикам.

Изучение ротации депутатов парламентов связано с анализом электоральных систем, динамики различных направлений политики, законодательной деятельности парламентов, взаимодействия парламентов и других ветвей власти, внутрипартийной конкуренции и др.  Наиболее стабильные парламенты в США, Австралии, Германии, наименее — во Франции, Испании, Португалии, Канады. В среднем две трети депутатов сохраняют свои места в парламентах демократических стран.

Конечно, изучается и законодательный процесс. Здесь особое место отводится взаимодействию партийных фракций, коалиционной тактике, влиянию на формирование повестки дня парламента, месту в законодательном процессе «медианного голосующего» (см. вставку Принципы «медианного голосующего»), особым технологиям обмена голосами (логроллинг), лоббированию и т. д.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)