Институциональные дизайны государственного правления

В политологии принято рассматривать современное государство с точки зрения выбора той институциональной структуры, которая обеспечивает взаимодействие в ней политических акторов.

В противоположность конституционному праву, где используется понятие «форма государственного правления», в политологии используется другое понятие — институциональный дизайн государственного правления (или режима).

Смысл замены понятия двойной: во-первых, новым понятием подчеркивается конструктивистский характер государственного правления, т. е. его сознательный выбор; во-вторых, новое понятие придает государственному правлению динамические характеристики, т. е. фиксирует наше внимание не на форме, а на режиме.

Под институциональным дизайном государственного правления понимается организация высшей государственной власти и система ее отношений с населением. Организация высшей государственной власти включает в себя состав высших органов государства, положение главы государства и систему их взаимоотношений между собой.

К высшим органам государственной власти относятся глава государства (монарх или президент; однако в некоторых государствах нет официального главы государства, например КНР), законодательный/представительный орган государственной власти (парламент), правительство и высшие суды.

Отношения между ними является важнейшим критерием разделения их на различные формы. Немаловажное значение имеет и система отношений этих органов с населением, гражданами государства, которые могут принимать непосредственное участие в их формировании.

Распределение государств по институциональным дизайнам государственного правления дано на рис. 3.

Обычно в качестве критерия выделения различных институциональных дизайнов государственного правления на первичные разновидности используется положение главы государства. Если власть главы государства передается по наследству и не производна ни от какого бы то ни было государственного органа или населения, то такое государство называется монархией. Если же глава государства сменяем и его власть производна либо от представительного органа, либо от населения, то такое государство по своему дизайну относится к республике.

Большая часть современных государств по инстиуциональным дизайнам государственного правления относятся к республикам, среди которых доминирующее место занимают по формальным признакам демократические республики. Авторитарных республик насчитывается 28. Монархический дизайн правления составляет 24% от всех форм государственного правления.

Часть государств, хотя и являются республиками, но относятся к их специфическому виду, где отсутствует реальное разделение властей и формирование органов государственной власти осуществляется фактически главенствующей коммунистической партией. Такие государства называются здесь коммунистическими. Их всего осталось пять.

Некоторые государства по ряду причин не являются самостоятельными или не определились с институциональным дизайном государственного правления. Это — государства с переходными формами институциональных дизайнов. Так, Ирак и Афганистан находятся в состоянии оккупации иностранными войсками, и хотя здесь формально присутствуют республиканские дизайны, однако окончательно они не утвердились.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)