Информационные технологии государственного управления

С середины XX в. обработка и использование социальной информации становятся самостоятельным видом деятельности.

В настоящее время перед страной поставлена суперзадача но формированию единого общероссийского информационного пространства. Это возможно только на базе современных информационно-коммуникационных технологий, которые с необходимостью влекут за собой формирование специфической структуры гражданского общества.

Архитектура создаваемой информационной системы должна соответствовать иерархии органов государственного управления. Поэтому представляется целесообразным иметь многоуровневую систему сбора, обработки и передачи информации.

Основная задача высшего уровня — стратегическое управление страной, определяющее долгосрочную ориентацию развития ее в целом или отдельных сфер, объектов, территорий, задающее направление деятельности каждому звену управления. Оно, как правило, тесно увязывается с общим политическим курсом государства или с той или иной доктриной.

На федеральном уровне информационно-телекоммуникационная система должна обеспечить информационное обслуживание тактического и оперативного управления страной.

Тактическое управление выражается в конкретных действиях для реализации стратегических установок. При этом на базе надежной информации сравниваются показатели стратегического плана с достигнутыми результатами за определенный период.

Если имеются отклонения, то принимаются меры по исправлению положения, среди которых может быть и пересмотр каких-то целей, если выявилось действие ранее неучтенных и неконтролируемых факторов.

Важно постоянно следить за результатами, правильно выбрать момент для корректировки, стимулировать гибкость, масштабность мышления, инициативность всех участвующих в тактическом управлении.

Оперативное управление призвано решать текущие или возникающие в результате нежелательных отклонений вопросы. Оно ставит конкретные, количественно измеряемые ориентиры (задачи) и использует ситуационный подход, при котором выбирается приемлемый вариант, исходя из сложившихся условий.

Информационное обеспечение в данном случае осуществляется федеральными, ведомственными и региональными ситуационно-аналитическими центрами.

На муниципальном уровне стратегические установки и замыслы преобразуются через структуры местного управления в текущие производственно-хозяйственные планы, собирается и анализируется информация об их выполнении.

Каждый уровень является открытой системой, имеет входные и выходные каналы, зависит от внешней среды. Иерархическое строение и функционирование информационно-телекоммуникационной системы обусловливает необходимость координации низших уровней системы со стороны ее высшего уровня.

Интересно
XXI в. — это век высоких технологий, а информационно-коммуникационный сектор занимает одно из ведущих мест. Страны, сделавшие ставку на IT-технологии и технопарки, смогли вывести свои экономики на новый уровень.

В то время как в некоторых государствах доля информационно-коммуникационного сектора в ВВП составляет до 30%, у нас это всего лишь 5,2%, а технопарков решено пока открыть всего семь.

Тем не менее в последние годы IT-сфера становится все более важной составляющей социально-экономического потенциала страны и развивается в целом быстрее всей экономики и многих ее секторов.

Темпы ее роста составляют 20% в год. Общий объем отрасли в 2005 г. в денежном выражении приблизился к одному триллиону рублей. Доля сектора в структуре занятости населения составляет около 2%. Но по производительности труда Россия серьезно уступает другим высокоразвитым странам. Этот показатель у нас составляет лишь 40% от того уровня, что существует в США.

За прошедшие годы среди российских регионов наметились лидеры по развитию IT-сферы. В их числе Москва, Санкт-Петербург, Чувашия, Карелия, Краснодарский край, Томская, Ярославская, самарская, Смоленская, Новгородская и ряд других областей.

Но пока в стране существуют серьезные различия между субъектами в использовании информационно-коммуникационных технологий гражданами, организациями и органами власти. Ключевая причина такой дифференции — уровень развития регионов. Те, что побогаче, могут использовать свое положение для реализации масштабных программ по информатизации. А бедным просто не хватает собственных средств
для вложения их в высокие технологии.

К числу отрицательных факторов в этом процессе следует отнести уровень использования современных технологий среди населения. Потребительский спрос на них низкий, а именно он двигает развитые экономики. Крайне плохо IT-технологии используются в образовании.

Здесь, очевидно, необходимо сконцентрировать усилия государства на устранение информационного неравенства между субъектами, обеспечив при этом высокий уровень доступности современных технологий для населения.

В настоящее время IT-технологии в телерадиовещании начинают переходить на цифровые методы доставки программ. По существу это новая технологическая революция в IT-отрасли. Первым шагом в этом направлении стало распоряжение правительства от 25 мая 2004 г. № 706р, в котором признано целесообразным внедрение в России европейской системы цифрового телевизионного вещания DVB.

Вначале казалось, что проблема «цифровизации» телерадиовещания чисто техническая. Однако по мере перехода к практическим шагам в этом направлении стали очевидными и социально-политические аспекты проблемы.

Переход с аналогового на цифровое вещание затронет интересы всех россиян. Нам необходимо сохранить единое информационное пространство и обеспечить всем без исключения гражданам конституционное право на получение информации.

Таким образом, проблема перехода на цифровое телерадиовещание стала межведомственной, что предполагает достаточно значительное время для их разрешения.

В этом плане показателен пример Великобритании, которая одна из первых серьезно занялась проблемой «цифровизации». Предполагалось полное прекращение аналогового телевещания в 2008 г. Однако недавно это решение пересмотрено, и сроки отодвинуты на несколько лет вперед.

Поэтому в проектах концепции развития телерадиовещания предлагаются различные этапы и сроки перехода на «цифру».

Интересно
Одна из основных задач при создании системы цифрового телерадиовещания — определение на государственном уровне состава пакета программ свободного доступа или так называемого «социального» пакета, доставка которого каждому гражданину гарантируется государством без какой-либо абонентской платы за просмотр этих программ.

Состав пакета программ свободного доступа сейчас обсуждается как в заинтересованных министерствах и ведомствах, так и широкой общественностью, в частности, в рамках общественной палаты и Национальной ассоциации телерадиовещателей (HAT). При решении этой задачи, безусловно, надо учитывать сложившийся рынок телевизионного вещания.

Для широкомасштабной программы по переходу в цифровой формат Российской телерадиовещательной сети создано российскофранцузское предприятие Almaz-Antey Thomson Broadcast 000.

На территории России эту задачу взяло на себя созданное в 2001 г. федеральное государственное унитарное предприятие «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС), которая призвана обеспечить население страны качественным телевизионным и радиовещанием.

Она построила федеральную сеть в 43 городах России, а с 1 октября 2006 г. начал вещать ее канал «ТРК Петербург». Это — общенациональный канал российских регионов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)