Информатизация образования как фактор развития общества

В середине XX в. технический прогресс и растущий динамизм жизни привели, с одной стороны, к росту потребностей людей в эффективном образовании, с другой – к новым методам его получения.

Интересно
В условиях существенной перестройки системы общего образования, усиления самостоятельности учебных заведений, зарождающегося многообразия типов школ (обычная школа, с профильным обучением, гимназия, лицей, колледж), подготовка специалистов претерпела существенные изменения.

На первый план выдвинулись задачи развития творческого потенциала, познавательной активности и самостоятельности обучаемых, формирования у них деловых качеств и профессиональной мобильности. Социальный заказ общества готовить профессионально компетентных специалистов требовал серьезного изменения многих компонентов системы обучения: целей, задач, содержания, методов и организационных форм на основе новых технологий и средств обучения. Одним из наиболее существенных инновационных подходов к решению проблемы модернизации системы образования и управления учебными заведениями явилась информатизация образования.

Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационно-коммуникационных технологий, ориентированных на реализацию психологопедагогических целей обучения и воспитания.

Информатизация образования является неотъемлемой частью информатизации общества – глобального социального процесса, особенность которого заключается в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства становится сбор, накопление, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств вычислительной техники и информационного обмена.

Часто под информатизацией образования подразумевается внедрение информационных и телекоммуникационных технологий в учебный процесс. Это действительно важное, оказывающее определяющее влияние на повышение качества обучения, но не единственное направление информатизации образования.

Информатизация образования – более широкое понятие, представляющее собой область научно-практической деятельности человека, направленной на применение информационнокоммуникационных технологий и средств сбора, хранения, обработки и оптимального использования информации, обеспечивающих систематизацию имеющихся и формирование новых знаний для достижения целей обучения и воспитания.

Информатизация образования инициирует следующие процессы:

  • совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого;
  • создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, формирование умений самостоятельно приобретать знания;
  • осуществлять информационно-учебную, экспериментальноисследовательскую и другие виды информационной деятельности;
  • совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов и коммуникационных сетей.

Информатизация образования включает следующие направления:

  • создание и развитие материально-технической базы, информационной и сетевой инфраструктуры;
  • разработка и использование высококачественного программно-методического обеспечения;
  • выработка современного подхода к повышению эффективности обучения на основе новых информационно-коммуникационных технологий;
  • подготовка специалистов, обладающих информационнопедагогической культурой.

Исследование проблем информатизации образования предполагает использование определенного понятийного аппарата, который в основном можно считать устоявшимся. Приведем ряд общепринятых понятий информатизации образования.

Средства информатизации образования – это средства новых информационных технологий (НИТ), используемые вместе с учебнометодическими, нормативно-техническими и организационноконструктивными материалами, обеспечивающие реализацию оптимальной технологии и их педагогически целесообразное использование.

Средствами информатизации образования являются информационные технологии, технические и коммуникационные средства, программное, психологическое, педагогическое и методическое обеспечение.

Информационно-предметная среда со встроенными элементами технологии обучения – совокупность условий, способствующих активному информационному взаимодействию между преподавателем и обучаемыми, ориентированными на выполнение разнообразных видов деятельности (информационно-учебной, экспериментальноисследовательской) в рамках определенной технологии обучения.

Информационно-предметная среда со встроенными элементами технологии обучения включает средства и технологии сбора, накопления, хранения, обработки, передачи учебной информации, средства представления и извлечения знаний, обеспечивая их взаимосвязь и функционирование организационных структур педагогического воздействия.

Информационно-учебная деятельность – это деятельность, основанная на информационном взаимодействии между обучаемыми, преподавателем и средствами новых информационных технологий, направленная на достижение учебных целей.

При этом предполагается выполнение следующих видов деятельности:

  • регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах;
  • передача больших объемов информации;
  • интерактивный диалог;
  • управление реальными объектами;
  • управление отображением на экране моделей различных объектов, явлений, процессов;
  • автоматизированный контроль (самоконтроль) результатов учебной деятельности и коррекция по результатам контроля.

Средства новых информационных технологий (СНИТ) – программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на основе вычислительной техники, современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, накоплению, хранению, обработке, передаче информации.

К СНИТ относятся:

  • ЭВМ и их периферийное оборудование;
  • устройства для преобразования текстовой, графической, мультимедийной и других видов информации;
  • современные средства связи (локальные и глобальные вычислительные сети);
  • системы искусственного интеллекта;
  • системы машинной графики;
  • программные комплексы (языки программирования, операционные системы, пакеты прикладных программ) и др.

Информационные системы управления обеспечивают прохождение информационных потоков между всеми участниками образовательного процесса (учащимися, учителями, администрацией, родителями, общественностью). Понятия “компьютерная грамотность” и “информационная культура” меняли свое содержание на разных этапах развития общества и образования.

В первой программе школьного курса “Основы информатики и вычислительной техники” в 1985 г. конкретной целью обучения было провозглашено формирование компьютерной грамотности обучаемых, включающей следующие компоненты:

  • умение общаться с компьютером на пользовательском уровне;
  • составление простейших программ для компьютера на уровне понимания основных принципов программирования;
  • представление об устройстве и принципах действия ЭВМ;
  • представление об областях применения и возможностях ЭВМ, социальных последствиях компьютеризации.

Уже через год после публикации первой программы стало ясно, что цели преподавания информатики не могут жестко ограничиваться рамками компьютерной грамотности и необходимо расширять сами цели. Во второй программе были добавлены линии компьютерного моделирования и информационных технологий.

В понятие “компьютерная грамотность” были внесены следующие компоненты:

  • понимание устройства и функционирования ЭВМ;
  • навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, для их решения с помощью ЭВМ;
  • навыки формализованного описания поставленных задач, элементарные знания о методах математического моделирования и умение строить простые математические модели поставленных задач;
  • знание основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям;
  • элементарные навыки составления программ для ЭВМ по построенному алгоритму на одном из языков программирования высокого уровня;
  • понимание основных принципов, лежащих в основе функционирования информационных систем, и навыки их квалифицированного использования для решения практических задач;
  • умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью ЭВМ и применять эти результаты в практической деятельности.

Эти требования, взятые в минимальном объеме, составляли задачу достижения первого уровня компьютерной грамотности, а взятые в максимальном объеме – воспитание информационной культуры. Таким образом, первая трактовка понятия “информационная культура” лишь расширяла компоненты компьютерной грамотности.

В 1995 г. вышло решение коллегии Министерства образования России, в котором впервые на нормативном уровне рекомендовался перевод обучения информатике в начальную школу и построение непрерывного курса информатики для средней школы.

При этом вводилась трехэтапная структура курса: пропедевтический (I–VI классы); базовый курс (VII–IX классы) и профильное обучение (X–XI классы). В связи с ранним изучением информатики становилось возможным систематически использовать методы и средства новых информационных технологий при изучении всех школьных учебных предметов. Этот фактор позволил перераспределить цели обучения и перейти от формирования компьютерной грамотности к формированию информационной культуры не только учащихся общеобразовательных учреждений, но и специалистов с высшим и профессиональным образованием.

С 1995 г. термин “информационная культура” претерпел большое количество толкований. Он трактовался в основном через умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерные информационные технологии, современные технические средства и методы.

Информационная культура члена современного информационного общества может быть определена как относительно целостная система профессиональной и общей культуры человека, связанная с ними едиными категориями (культура мышления, поведения, общения и деятельности) и включающая в себя следующие компоненты:

  • принятие на личностном уровне гуманистической ценности информационной деятельности человека;
  • культуру общения и сотрудничества в области информатики и информационных технологий, использование возможностей телекоммуникаций для межличностного и коллективного взаимодействия, нравственное поведение в сфере информационных отношений;
  • компетентность и свободную ориентацию в сфере информационных технологий, гибкость и адаптивность мышления;
  • предвидение возможных последствий информационной деятельности, профессионально-социальная адаптация в постоянно обновляющихся информационных условиях;
  • использование ИКТ для наиболее эффективного решения профессиональных задач;
  • знание и выполнение основных правовых норм регулирования информационных отношений, осознание ответственности за действия, совершаемые с помощью средств ИКТ.

С точки зрения подготовки современного специалиста его информационная культура включает следующие аспекты:

  • ировоззренческий, предполагающий осознание влияния информационных технологий на развитие современного общества и систему образования;
  • бщеобразовательный, направленный на овладение приемами работы на компьютере с использованием современного программного обеспечения и информационных технологий как инструмента учебной и исследовательской деятельности;
  • рофессиональный, предполагающий эффективное использование информационных технологий в профессиональной деятельности.

В условиях глобальных проблем современного общества (экологических, социальных, ресурсных, информационных) образование должно быть направлено на комплексную подготовку специалиста, овладение им базовыми знаниями из различных областей. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является идея компетентностно-ориентированного образования, высказанная многими специалистами в области информатизации образования.

На современном этапе подготовка кадров должна проводиться в ситуации востребованности новых профессиональных компетенций как настоящего, так и будущего специалиста. Поэтому сегодня вместо термина “информационная культура” чаще используют термин “информационно-коммуникационная компетентность”, который подчеркивает, что процесс информатизации общества существенно зависит от уровня компетентности его членов в области информационнокоммуникационных технологий.

В основе компетентностного подхода лежит идея о необходимости перехода от декларативных знаний как доминирующей характеристики к передаче опыта, формированию способностей и личных качеств в совокупности, т. е. компетенций.

Согласно компетентностному подходу основными информационно-коммуникационными компетенциями современного специалиста являются:

  • компетенция в сфере информационно-аналитической деятельности: понимание роли информации в жизни человека и жизнедеятельности общества; знание основных трактовок информации, их влияния на формирование современной картины мира; умение учитывать закономерности протекания информационных процессов в своей деятельности; владение навыками анализа и оценки информации с позиций ее свойств, практической и личной значимости;
  • компетенция в сфере познавательной деятельности: понимание сущности информационного подхода при исследовании объектов различной природы; знание основных этапов системно-информационного анализа; владение основными интеллектуальными операциями, такими как анализ, сравнение, обобщение, синтез, формализация информации, выявление причинно-следственных связей и др.; сформированность определенного уровня системноаналитического, логико-комбинаторного и алгоритмического стилей мышления; умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
  • компетенция в сфере коммуникативной деятельности: отношение к языкам (естественным, формализованным и формальным) как к средству коммуникации; понимание особенностей использования формальных языков; знание современных средств коммуникации и важнейших характеристик каналов связи; владение основными средствами телекоммуникаций; знание этических норм общения и основных положений правовой информатики;
  • технологическая компетенция: понимание сущности технологического подхода к организации деятельности; знание особенностей автоматизированных технологий информационной деятельности; умение выявлять основные этапы и операции в технологии решения задач, в частности, с помощью средств автоматизации; владение навыками выполнения унифицированных операций, составляющих основу различных информационных технологий;
  • компетенция в области техникознания (техническая компетентность): понимание принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств, предназначенных для автоматизированной обработки информации; знание отличий автоматизированного и автоматического выполнения информационных процессов; умение оценивать класс задач, которые могут быть решены с использованием конкретного технического устройства в зависимости от его основных характеристик;
  • компетенция в сфере социальной деятельности и преемственности поколений: понимание необходимости заботы о сохранении и приумножении общественных информационных ресурсов; готовность и способность нести личную ответственность за достоверность распространяемой информации; уважение прав других и умение отстаивать свои права в вопросах информационной безопасности личности;
  • коммуникационная компетенция: понимание процессов передачи и накопления информации, протекающих в сетях; умение использовать сетевые электронные ресурсы в профессиональной деятельности.

В последнее время кроме понятий “информационная культура” и “информационно-коммуникационная компетентность” широкое распространение получили термины “медиаобразование” и “медиаграмотность”.

Термин “медиа” (от лат. media– средство) употребляется как аналог термина “средства массовых коммуникаций” (печать, фотография, радио, кинематограф, телевидение, видео, мультимедийные компьютерные системы, сеть Интернет).

Как и в педагогической науке в целом, так и в медиаобразовании не существует единой, принятой во всех странах мира терминологии. Как правило, не только национальные научные школы, но и отдельные ученые разных стран предлагают свои варианты формулировок таких ключевых понятий, как “медиа образование”, “медиакультура”, “медиаграмотность”.

К примеру, в документах ЮНЕСКО медиаобразование (mediaeducation) понимается как обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области в педагогической теории и практике.

Медиаобразование рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники.

В рекомендациях ЮНЕСКО подчеркивается, что медиаобразование – часть основного права каждого гражданина любой страны на свободу самовыражения и получение информации. Наряду с признанием различия в подходах и развитии медиаобразования в различных странах рекомендуется, чтобы оно было введено везде, где возможно в национальных учебных планах, в рамках дополнительного, неформального образования и самообразования в течение всей жизни человека. Медиаобразование связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т. д.) и различными технологиями.

Оно дает возможность понять, как массовая коммуникация используется в социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми, обеспечивает человеку знание того, как:

  • анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты;
  • определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и культурные интересы;
  • интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа;
  • отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории;
  • получить возможность свободного доступа к медиа как для восприятия, так и для продукции.

Медиаобразование можно разделить на следующие основные направления:

  • медиаобразование будущих профессионалов в мире прессы, радио, телевидения, кино, видео и Интернета – журналистов, редакторов, режиссеров, продюсеров, актеров, операторов и др.;
  • медиаобразование как часть общего образования школьников и студентов, обучающихся в обычных школах, средних специальных учебных заведениях, вузах, которое со своей стороны может быть интегрированным с традиционными дисциплинами или автономным (специальным, факультативным, кружковым и т. д.);
  • медиаобразование в процессе повышения квалификации преподавателей вузов и школ на курсах по медиакультуре;
  • медиаобразование в учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах (домах культуры, центрах внешкольной работы, эстетического и художественного воспитания, в клубах по месту жительства и т. д.);
  • дистанционное медиаобразование школьников, студентов и взрослых с помощью прессы, телевидения, радио, видео, DVD, сети Интернет;
  • самостоятельное непрерывное медиаобразование, которое может осуществляться в течение всей жизни человека.

Медиаобразование предусматривает методику проведения занятий, основанную на проблемных, эвристических, игровых и других продуктивных формах обучения, развивающих индивидуальность учащегося, самостоятельность его мышления, стимулирующих его способности через непосредственное вовлечение в творческую деятельность, восприятие, интерпретацию и анализ структуры медиатекста, усвоение знаний о медиакультуре.

При этом медиаобразование, сочетая лекционные и практические занятия, представляет собой своеобразное включение учащихся в процесс создания произведений медиакультуры, т. е. погружает аудиторию во внутреннюю лабораторию основных медиапрофессий, что возможно как в автономном режиме, так и в процессе интеграции в традиционные учебные предметы. Школьники и студенты должны изучать не только как сконструированы те или иные медиатексты, но и как они выражают различные политические, идеологические, экономические, социокультурные интересы.

Понятие медиаграмотность (medialiteracy) ведет свое начало от терминов “критическое видение” и “визуальная грамотность”, которые использовались по отношению к экранным медиа в прошлые десятилетия. В научной литературе встречаются также термины “технологическая грамотность”, “информационная грамотность”, “компьютерная грамотность”.

Ученые и преподаватели разных стран (Л. Мастерман, К. Ворсноп, А. В. Шариков, А. В. Спичкин) считают, что медиаграмотность – это часть более широкого и емкого понятия “медиаобразование”. Большинство экспертов ЮНЕСКО придерживаются мнения, что наиболее обоснованным является следующее определение медиаграмотности: “Медиаграмотность – движение, призванное помочь людям понимать, создавать и оценивать культурную значимость аудиовизуальных и печатных текстов. Медиаграмотный индивидуум способен анализировать, оценивать и создавать печатные и электронные медиатексты”.

При этом нужно учитывать следующие принципы медиаобразования:

  • центральная концепция медиаобразования – репрезентация: медиа не отражают реальность, а представляют ее, используя систему знаков и символов;
  • медиаобразование – это исследовательский процесс, скорее диалог, чем дискуссия;
  • обучение в медиаобразовании основано на использовании вариативных аналитических инструментов и множества новых путей деятельности в различных областях;
  • эффективность медиаобразования может быть оценена двумя критериями: способностью учащихся применять свое критическое мышление в новых ситуациях и количеством обязательств и мотиваций, выраженных ими по отношению к медиа;
  • медиаобразование – особая область, в которой знания не просто передаются учителями или “открываются” учениками. Это предмет критического исследования и диалога, в ходе которых новые знания активно приобретаются педагогами и учащимися.

Медиаграмотность помогает учащимся общаться с медиа под критическим углом зрения, с пониманием значимости медиа в их жизни.

Формирование медиаграмотности должно предоставить обучаемому возможность:

  • развивать способности, знания и отношения, необходимые для анализа способов, с помощью которых медиа активно конструируют реальность;
  • получать знания социального, культурного, политического и экономического значения этих конструкций и распространяемых ими ценностей;
  • развивать уровень оценки и эстетического восприятия медиатекстов;
  • декодировать медиатексты, чтобы распознавать и оценивать культурные ценности, практическую значимость, идеи, содержащиеся в них;
  • распознавать, анализировать и применять разнообразие технического использования и создания медиатекстов.

Отмечая, какие новые интерактивные возможности для практической и аналитической работы открываются перед медиаобразованием в связи с распространением мультимедиа-технологий и сети Интернет, эксперты видят в этом процессе не только положительные, но и отрицательные стороны.

Положительной стороной является то, что в компьютерном классе можно продуктивно заниматься практической работой, следовательно, многие концептуальные вопросы (например, манипуляции с изображениями) могут быть изучены практическим и понятным путем.

С другой стороны, такого рода технологии могут потенциально индивидуализировать процесс создания медиапродукции, т. е. изолировать человека от социума. Поэтому при обучении предполагается, что учащиеся должны обсуждать медиатексты, ставя их в обширный социокультурный контекст, не отрываться от реальной жизни, а активно участвовать в ней.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)