Интернет в школьном образовании

Роль Рунет (российской сети) в современной системе образования только начинает осознаваться широкой педагогической общественностью. В большей мере она проясняется для системы высшего образования. Это связано в первую очередь с дистанционным образованием, значимость которого для системы непрерывного образования, повышения квалификации стала очевидной не только на примере зарубежного опыта, но уже и собственного.

Интересно
Сложнее с системой школьного образования. Пока подавляющее большинство педагогов, психологов, политиков считают, что задача школы дать определенную сумму знаний, которую можно заложить в стандарты, учебники, учебные пособия, и, наконец, в подготовку педагогических кадров, владеющих предметной областью.

Развитым в технологическом отношении странам, к каковым в недалеком будущем, будем надеяться, можно будет отнести и Россию, необходимы образованные высококвалифицированные в разных областях специалисты, свободно взаимодействующие на основе общности интересов.

Знания и квалификация становятся приоритетными ценностями для человека. Соответственно и система образования должна быть нацелена не столько на усвоение суммы готовых знаний, сколько на формирование интеллектуальных умений, умений самостоятельной познавательной деятельности.

Это иная система образования по сравнению с той, которая была востребована обществом ранее. Поэтому и содержание, и технологии обучения, и средства обучения должны быть иными. Только учебника и учителя для формирования самостоятельности мышления, способности к рефлексии (размышлению, самонаблюдению, самооценке) недостаточно.

Необходим широкий спектр информации, отражающей разные точки зрения на одну и ту же проблему, предоставляющей учащимся пищу для размышлений, критического анализа, обобщений, самостоятельных выводов и решений. Если смотреть на систему школьного образования с этих концептуальных позиций, тогда роль информационного обеспечения образовательного процесса, в том числе и средствами Интернет становится более очевидной.

Если в качестве приоритетных педагогических технологий мы выбираем личностно-ориентированные, в частности, метод проектов, проблемные, исследовательские методы, обучение в сотрудничестве, пр., тогда эта роль становится вполне очевидной.

Огромные просторы России, удаленность многих образовательных учреждений от научных и культурных центров, вынужденная миграция населения, необходимость повышения квалификации или переквалификации кадров вызывает потребность в новой форме образования дистанционной, технологическая основа которой компьютерные телекоммуникации.

Потребности современной и особенно в перспективе 12-летней школы также указывают на необходимость интеграции очных и дистанционных форм обучения (создание банка курсов ДО для профильного образования, для дополнительного и базового образования, интегрированного в существующую систему очного образования). Именно с таких позиций и попробуем определить гипотетическую инфраструктуру образовательной сети русскоязычного Интернета.

Основные функции Интернет связаны с ее вещательными, интерактивными и поисковыми услугами, а также с информационными ресурсами сети, которые могут быть полезны в образовательном процессе.

Вещательные услуги:

  • книги, методическая литература, газеты, журналы в электронном виде;
  • обучающие и другие имеющие отношение к педагогике компьютерные программы;
  • электронные библиотеки, базы данных, информационные системы;
  • обучающие и другие имеющие отношение к педагогике электронные книги, справочные файлы, словари, справочники.

Интерактивные услуги:

  1. Электронная почта.
  2. Электронные телеконференции.
  3. IRC (InternetRelayChat). Поисковые услуги:
  4. Каталоги.
  5. Поисковые системы.
  6. Метапоисковые системы.

Все указанные услуги уже существуют и достаточно хорошо развиты в русскоязычном Интернете, что, однако, вовсе не означает необходимости их дальнейшего развития, совершенствования и систематизации. Особое внимание, пожалуй, следует уделить дальнейшему развитию виртуальных библиотек, доступных пользователю. Но для этого необходимо решить вопросы авторского права.

Среди информационных ресурсов сети следует особо выделить:

  • курсы дистанционного обучения, размещаемые на отечественных образовательных серверах (для системы повышения квалификации, для вузов по отдельным дисциплинам, для школьников, для родителей):
  • курсы, интегрированные с системой очного базового, углубленного, углубленно-профильного обучения;
  • полностью сетевые курсы;
  • курсы, интегрированные с кейс-технологиями (печатными учебными пособиями, видеокассетами, CD-ROM дисками, пр.); В нашем понимании курс дистанционного обучения предусматривает наличие в системе учителя, учащихся и электронного учебника, курса, пр.
  • крсы, программы, предназначенные для самообразования.
  • веб-квесты, также предназначенные для целей обучения.
  • обучающие олимпиады, викторины, телекоммуникационные проекты.
  • методические объединения учителей.
  • телеконференции для специалистов (учителей-предметников, директоров, завучей школ, ректоров и проректоров вузов, пр.).
  • консультационные виртуальные центры (для преподавателей, студентов, аспирантов, школьников, родителей).
  • педсоветы для школ.
  • научные объединения студентов, аспирантов, школьников.

Остается обозначить категории пользователей российской сетью:

  1. Преподаватели, аспиранты, студенты вузов.
  2. Школьные учителя, школьники, администрация школ.
  3. Дети-инвалиды, не имеющие возможности посещать школу.
  4. Заключенные в зоне.
  5. Все, желающие повысить свой образовательный уровень, квалификацию, поменять профессию, ликвидировать пробелы в образовании.

Требуется не просто развивать далее отдельные элементы этой системы, а стремиться к созданию единого информационно-образовательного пространства России. Но для этого необходима четко прописанная и обоснованная концепция развития такого единого пространства в Интернет, а также финансовое и правовое обеспечение.

В настоящее время более интенсивно ведутся работы по стандартизации системы дистанционного образования для вузов, принята концепция дистанционного обучения, также в основном ориентированная на вузы.

Но не решены проблемы нормативно-правового обеспечения, финансовой поддержки разработки образовательных серверов, курсов дистанционного обучения. Не ведется полномасштабная работа по разработке концепции создания единого информационно-образовательного пространства России.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)