Информационно-коммуникационные технологии в структуре педагогической деятельности

Сегодня появились новые технические средства с колоссальными обучающими ресурсами, которые принципиально влияют на организацию учебного процесса, увеличивая его возможности. Новые технические, информационные, полиграфические, аудиовизуальные средства становятся неотъемлемым компонентом образовательного процесса, внося в него специфику в виде нераздельности методов и средств.

Это качество уже позволяет говорить (в совокупности) о своеобразных педагогических технологиях, основанных на использовании современных информационно-компьютерных средств. Информатизация образования в России один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы.

Ее основной задачей является эффективное использование следующих важнейших преимуществ информационнокомпьютерных технологий:

  • возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу во всех его звеньях в совокупности (потребности – мотивы –цели – условия – средства
  • действия-операции);
  • индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности за счет программируемости и динамической адаптируемости автоматизированных учебных программ;
  • коренное изменение организации процесса познания путем смещения ее в сторону системного мышления;
  • возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому индивиду собственную траекторию обучения и самообучения;
  • создание эффективной системы управления информационнометодическим обеспечением образования.

Применение новых информационных средств приводит к появлению в педагогике новых понятий: информационнокоммуникационная среда, информационно-коммуникационные технологии, информация образования, педагогическая инфографика, кибернетическая педагогика, информационно-коммуникационная культура и др.

Информатизация образования процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания. Информатизация любой сферы общественного производства условие его дальнейшего социально-экономического, научного и культурного прогресса.

Информационные технологии (ИТ) представляют собой создаваемую прикладной информатикой совокупность систематических и массовых способов и приемов обработки информации во всех видах человеческой деятельности с использованием современных средств связи, полиграфии, вычислительной техники и программного обеспечения.

Информационными образовательными технологиями называют все технологии в сфере образования, использующие специальные технические информационные средства (компьютер, аудио, кино, видео) для достижения педагогических целей. Очевидно, что с позиций информационного подхода любая педагогическая технология может быть названа информационной, так как сущность процесса обучения составляет движение и преобразование информации.

Когда компьютеры стали использоваться в образовании, появился термин «новые информационные технологии» (НИТ). Если при этом используются телекоммуникации, то появляется термин «информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ). Сегодня перед руководителями и педагогическими коллективами образовательных учреждений встают огромного значения и объема задачи формирования информационной культуры учителей и учащихся, для чего необходимо: подготовить кадры, способные освоить новые средства ИКТ, организовать непрерывное обучение школьников информатике, внедрить информационно-коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе.

Исходя из этого, можно определить место и роль информационно-коммуникационных технологий в решении следующих дидактических задач и следовательно, в структуре педагогической деятельности:

  • совершенствование организации преподавания т.к.:
  • позволяет выносить на лекции и практические занятия материл по собственному усмотрению, возможно, меньший по объему, но наиболее существенный по содержанию, оставляя для самостоятельной работы с ЦОР то, что оказалось вне рамок аудиторных занятий;
  • освобождает от утомительной проверки домашних заданий, типовых расчетов и контрольных работ, передоверяя эту работу компьютеру;
  • позволяет оптимизировать соотношение количества и содержания примеров и задач, рассматриваемых в аудитории и задаваемых на дом;
  • повышение индивидуализации обучения т.к.:
  • облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.;
  • допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;
  • выполняет роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и проч.
  • активизация познавательной и научно-исследовательской деятельности т.к.:
  • позволяет использовать компьютерную поддержку для решения большего количества задач, освобождает время для анализа полученных решений и их графической интерпретации;
  • позволяет преподавателю проводить занятие в форме самостоятельной работы за компьютерами, оставляя за собой роль руководителя и консультанта;
  • усиление мотивации к обучению т.к.:
  • освобождает от громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;
  • дает возможность красиво и аккуратно оформить работу и сдать ее преподавателю в виде файла или распечатки;
    повышение продуктивности самоподготовки т.к.:
  • предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;
  • обеспечение гибкости процесса обучения т.к.:
  • позволяет индивидуализировать работу с учащимися, особенно в части, касающейся домашних заданий и контрольных мероприятий;
  • обеспечение постоянного мониторинга учебных достижений учащихся т.к.:
  • позволяет преподавателю с помощью компьютера быстро и эффективно контролировать знания учащихся, задавать содержание и уровень сложности контрольного мероприятия.

Благодаря государственной программе информатизации, компьютеры появились практически во всех школах. Для многих педагогов очевидно, что современный мультимедийный компьютер надежный помощник и эффективное учебное средство в преподавании различных школьных предметов.

Но сам по себе компьютер бесполезен, если нет доступа к информации: не обеспечен доступ к современным электронным ресурсам в Интернет или на компакт-дисках. А использование учителем качественных цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) делает реальным для учащихся получение адекватного современным запросам школьного образования вне зависимости от месторасположения учебного заведения.

Таким образом, использование информационнокоммуникационных технологий имеет ряд преимуществ:

  1. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.
  2. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. Мотивация повышается за счет применения адекватного поощрения правильных решений задач.
  3. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
  4. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений.
  5. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.
  6. Компьютер способствует формированию рефлексии у учащихся.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)