Индуктивные умозаключения

Индуктивные умозаключения – это умозаключения, в которых вывод имеет большую степень общности, чем посылки, это умозаключения от менее общего (в том числе и от частного и единичного) к общему. Хотя индуктивные умозаключения чаще всего являются вероятными, они по сравнению с дедуктивными обладают большей информативностью, поскольку заключение содержательно выходит за пределы посылок.

Индукция тесно связана с методами эмпирического познания, и прежде всего с наблюдением и экспериментом. Наблюдение – метод исследования, при котором объект исследования изучается в естественных условиях. Наблюдение – целенаправленный и активный процесс, в котором могут использоваться различные научно-технические средства.

Эксперимент – изучение предмета исследования в специально организованных условиях, позволяющих выявить сущность исследуемого факта или события. Благодаря наблюдению и эксперименту мы получаем конкретные сведения и факты, которые становятся материалом для индуктивных обобщений. Кроме того, индуктивно полученное умозаключение о неизвестных причинно-следственных связях выполняет роль гипотезы, ориентирующей ученых на ее экспериментальную проверку.

Виды индукции:

  • через простое перечисление до встречи с противоречащим фактом (энумеративная индукция);
  • по определению причинных связей между явлениями.

Сущность энумеративной индукции в том, что классу предметов А приписывается признак Р на том основании, что этот признак приписывается каждому или некоторым предметам класса А. Энумеративная индукция основывается на эмпирических данных и в зависимости от их полноты и завершенности (регистрируемости) она подразделяется на полную и неполную.

Индуктивные умозаключения

Полная индукция дает достоверное знание, неполная – вероятностный вывод. Полная индукция используется преимущественно в тех случаях, когда множество А является регистрируемым. В отличие от полной неполная индукция имеет дело с бесконечными, открытыми множествами, а также с завершенными, но практически необозримыми классами явлений. Поэтому она расширяет наши знания о мире и имеет познавательное значение. Неполная индукция делится на популярную и научную.

Популярная индукция чаще всего осуществляется людьми стихийно, неосознанно в повседневной жизни. Она основана на обыденном опыте многих поколений и выражается в виде народных примет, пословиц и поговорок («Алый закат солнца – к ветреной погоде», «Как встретишь Новый год, так и проведешь его», «Трехцветная кошка на пути встретилась – к хорошей прибыли»). В популярной индукции обобщение проводится не по существенному и необходимому признаку, а на основе его значения для человека.

Обобщения, полученные путем популярной индукции, могут быть как состоятельными, так и несостоятельными. Если обобщение опирается на реально существующие, объективные связи и отношения, то оно состоятельно («Радуга на небе – к близкому окончанию дождя»).

Несостоятельные обобщения имеют под собой психологически ассоциативные («Шапка на столе – к нищете») или вымышленные («Перебежавшая дорогу черная кошка – к неудаче») связи. И первые, и вторые обобщения являются вероятными, то есть могут как подтверждаться, так и не подтверждаться. Но состоятельные не подтверждаются в силу случайности, а несостоятельные в силу случайности подтверждаются. Поэтому вероятность первых значительно выше.

В научной индукции, где вывод основан на существенных признаках и приближается к достоверному заключению, должны соблюдаться логические законы непротиворечия и исключенного третьего. Поэтому вывод в энумеративной индукции считается вероятным до тех пор, пока при перечислении фактов в посылках не встретится противоречащего случая.

Противоречащий факт может быть как мнимым, так и действительно противоречащим. Для повышения вероятности вывода применяют два вида логических правил, которые приближают индуктивный вывод к достоверному.

Правила, относящиеся к выбору объектов в посылках:

  • объектов в посылках должно быть как можно больше;
  • в посылках должны быть рассмотрены как можно более разнообразные случаи;
  • случаи, отобранные в посылках, должны быть типичными для обобщаемого класса предметов.

Правила, относящиеся к заключению индуктивного вывода:

  • субъект заключения должен быть ближайшим родом по отношению к субъектам посылок;
  • предикат заключения должен быть по возможности более широким понятием;
  • субъекты и предикаты посылок и заключения должны быть существенно связаны;
  • предикат вывода должен быть максимально связан с сущностью предметов, о которых идет речь в посылках.

Видами научной индукции являются селективная, статистическая, элиминативная и математическая индукция. Селективная индукция (обобщение на основе репрезентативной выборки) основана на переносе признаков, имеющихся у методически отобранных образцов определенного класса, на весь класс. Так, в социологии, где этот вид индукции широко применяется, распределение оценок некоторого явления членами репрезентативной группы проецируется на все изучаемое сообщество. Статистическая индукция по структуре сходна с селективной, но в отличие от нее представляет собой умозаключение, в котором установленная в посылках количественная информация о частоте определенного признака в исследуемой группе (образце) переносится в заключении на все множество явлений этого рода.

В посылках статистического умозаключения фиксируется следующая информация:

  • общее число составляющих исследуемую группу, или образец случаев;
  • число случаев, в которых присутствует интересующий исследователя признак;
  • частота появления интересующего признака.

Для построения схемы статистического обобщения введем следующие условные обозначения: S – исследуемый образец; р – интересующий исследователя признак; m – общее число наблюдаемых случаев (элементов образца); n – число случаев, когда явление обладает признаком р; f (р) – частота признака р; К – популяция, или множество явлений, на которые распространяется частота признака. Частота появления признака р в образце S представляет собой отношение числа благоприятных случаев n к общему числу исследованных явлений m: f (р) = n/m. Например.

Допустим, что S – водитель, совершивший ДТП, р – состояние алкогольного опьянения, зафиксированное у водителя по результатам тестового обследования, m – общее число рассмотренных случаев ДТП, n – число ДТП, совершенных нетрезвыми водителями. Если в 75 случаях из 100 проанализированных ДТП оказалось совершенным нетрезвыми водителями, то частота случаев составляет 75 %.

Перенос частоты случаев на генеральную совокупность оправдан лишь тогда, когда выборка является репрезентативной. Так, если среди обследованных водителей, совершивших ДТП, преобладали мужчины, а в генеральной совокупности 20 % составляют женщины, то вряд ли обобщение может считаться обоснованным.

Элиминативная индукция заключается в отборе типичных представителей определенного класса и распространении знания о них на весь класс. Например, для тестирования новой вакцины отбирается узкая группа добровольцев из числа лиц среднего возраста, неимеющих хронических заболеваний и физиологических отклонений. Их индивидуальные особенности не должны влиять на результат. Вероятность заключения во многом зависит от того, действительно ли типичным является отобранный образец.

Интересно
Математическая индукция основана на свойствах однородных множеств, таких, например, как натуральный ряд чисел, в котором каждое следующее число больше предшествующего на 1. Закономерность, которой подчиняется определенный фрагмент такого множества, можно проецировать на все аналогичные фрагменты.

Общая схема доказательства такова: есть некоторая последовательность утверждений (?1, ?2, …, ??, …). Мы доказываем, что очередное утверждение (??) верно, считая известным, что все предыдущие утверждения (?? при ? < ?) верны. Это позволяет нам утверждать, что все утверждения ?? + 1,2… верны.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)