Индуктивные методы определения причинно-следственной связи между явлениями

Причинно-следственная связь является генетической, то есть выражает способность одного явления (причины) порождать другое (следствие). Существуют четыре основных метода по выявлению причинно-следственных связей. Метод единственного сходства. Если интересующее нас явление каждый раз вызывается действием ряда факторов, то его причиной вероятнее всего является тот фактор, который присутствует во всех случаях. Важно, чтобы общий фактор был единственным. В противном случае вывод оказывается неопределенным.

Повышению вероятности вывода по методу единственного сходства способствуют следующие логические требования:

  • должно быть рассмотрено как можно больше случаев в посылках;
  • во всех случаях совокупные причины, за исключением одной общей, должны быть разными;
  • метод применим, если причина состоит из нескольких независимых друг от друга составляющих.

Пример. Медицинским пунктом одного из поселков в летний период были зафиксированы за короткое время три случая заболевания дизентерией (Р). При выяснении источника заболевания главное внимание обращалось на следующие виды воды и пищи, которые чаще других могут служить причиной кишечных заболеваний в летнее время.

Индуктивные методы определения причинно-следственной связи между явлениями

Схема умозаключения:

  • ABC – вызывает р.
  • MBF – вызывает р.
  • МВС – вызывает р.
  • По-видимому, В является причиной Р.

Метод единственного различия. Если интересующее нас событие вызывается при одновременном действии ряда факторов, то фактор, в отсутствие которого событие не происходит, вероятнее всего является его причиной. Важно, чтобы различие было единственным. Так, стремясь понять причины недомогания, студент вспоминает, что накануне в аудитории, где обычно проходили занятия, было открыто окно, а рядом его товарищ чихал и кашлял. Отсюда предположение, что причиной заболевания могла быть или простуда, или инфицирование. Вывод, построенный в форме дополняющей дизъюнкции, оказывается неопределенным.

Вероятность вывода по методу единственного различия увеличивается, если:

  • в посылках берется только два случая;
  • факторы в составе совокупной причины должны быть одинаковыми, за исключением одного компонента.

В предшествующем примере для определения возможной причины заболевания можно использовать метод единственного различия.

Индуктивные методы определения причинно-следственной связи между явлениями

Схема умозаключения:

  • АВС вызывает р.
  • АС не вызывает р.

Следовательно, вероятно В причина Р.

Метод единственного различия часто используется при планировании и проведении эксперимента, в ходе которого добавление или исключение какого-либо фактора в искусственно созданных условиях позволяет обнаружить причину изучаемого явления.

Соединенный метод сходства и различия. Для повышения степени вероятности вывода методы сходства и различия целесообразно комбинировать. При этом метод единственного сходства может быть основным, а единственного различия – вспомогательным, и наоборот. Схемы соединенного метода следующие:

Индуктивные методы определения причинно-следственной связи между явлениями

Сочетание методов требует выполнения логических требований повышения вероятности вывода для каждого из них. Метод сопутствующих изменений. Если в группе факторов единственного различия найти нельзя, то среди них можно найти такой, изменение которого будет отражаться в виде изменений интересующего нас явления. Этот способ определения причинно-следственных связей называется методом сопутствующих изменений.

Его схема следующая:

A1BC вызывает р1

A2BC вызывает р2

………………

AnBC вызывает рn

Следовательно, А возможная причина Р.

Связь между количественными изменениями причины и следствия может быть как прямой, так и обратной. Прямая зависимость выражается в том, что чем интенсивнее изменение воздействующего фактора, тем активнее проявляет себя и исследуемое явление (чем выше температура, тем выше уровень ртути в градуснике). В случае обратной зависимости увеличение одних показателей сопровождается снижением других, и наоборот (чем выше производительность труда, тем ниже себестоимость продукции; чем слабее иммунитет, тем выше восприимчивость к заболеваниям).

Применение метода сопутствующих изменений предполагает:

  • знание всех возможных причин;
  • совокупная причина должна быть одной при всех обстоятельствах, кроме одного, изменяющегося;
  • во внимание принимаются не любые, а лишь пропорционально нарастающие, либо убывающие изменения;
  • нужно учитывать шкалу интенсивности изменений. Так, объем воды по мере ее остывания уменьшается, но при достижении отрицательной температуры начинает вновь увеличиваться.

Использование метода сопутствующих изменений позволило сделать выдающиеся научные открытия: обнаружить влияние положения Луны на морские приливы, доказать зависимость между пятнами на Солнце и полярными сияниями, показать связь изменений геомагнитного и радиационного фона с самочувствием людей, колебаниями численности насекомых, распространением заболеваний, урожайностью сельскохозяйственных культур.

Метод остатков получил такое название потому, что позволяет обнаружить элемент, недостающий для полного объяснения познаваемого явления. Если имеется один или несколько факторов, действия которых недостаточно для того, чтобы объяснить интересующее нас явление, то это говорит о существовании еще одной, неизвестной нам причины.

Так, Мария Склодовская-Кюри, установив, что уровень радиоактивности урановой породы превышает радиоактивное излучение урана, пришла к выводу, что в руде имеются какие-то другие радиоактивные элементы. Так были открыты сначала радий, а затем – полоний.

Схема умозаключения:

А является причиной Δр1

Р= (Δр1+ Δр2)

Вероятно, существует Х, являющееся причиной Δр2.

Применение метода остатков определяется тем, соотносится ли определенный компонент следствия с действием определенной причины. Оптимальной является ситуация, когда комплекс следствий является результатом действия различных, независимых друг от друга причин.

Примером этой ситуации может служить открытие гелия. В 1868 году французский астроном П. Жасен, наблюдая с помощью спектроскопа за Солнцем, обнаружил в солнечном спектре наряду с линиями известных элементов ярко-желтую линию.

Практически одновременно этот результат подтвердили наблюдения английского ученого Н. Локьера. Поскольку эту линию нельзя было приписать ни одному из известных тогда химических элементов, она свидетельствовала об открытии нового химического элемента, который был назван гелием. Схема умозаключения выглядит следующим образом:

АВС вызывают x, y, z.

A вызывает x.

B вызывает y.

Вероятно, С является причиной z

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)