Хиппи, йиппи и яппи

Три ключевых термина, обозначающих направления и целые поколения в молодежной субкультуре США второй половины ХХ века, пишутся почти одинаково, но значат совершенно разные вещи: hippies (хиппи), yuppies (яппи) и yippie (йиппи).

Яппи – зажиточные жители американских пригородом, молодые юристы, врачи, бизнесмены и менеджеры. Йиппи – бунтующая часть американской молодежи достатка ниже среднего и просто низкого.

Первые все усилия прикладывают к добыванию денег и обогащению, вторые демонстративно отказываются от них и угрожают разрушить мир богатства и насилия.

Между ними расположены хиппи (hippies) – мирные <психоделики>, ведущие тихий и безобидный, в большинстве своем, образ жизни, несовместимый как с буржуазной пресыщенностью яппи, так и с насилием и радикализмом йиппи.

При этом йиппи считаются лево-радикальным крылом массового молодежного движения 1960-х, известных как хиппи. Хиппи появились в конце 1950-х – начале 1960-х годов, их боевой авангард йиппи – в 1968 г., а социальный антипод тех и других, яппи, возникли только в 1980-е годы.

В такой последовательности они возникали как социальные явления. но последовательность терминов была несколько иной. Джерри Рубин и Эбби Хоффман придумали акроним <йиппи> для своей партии в конце 1967 г., вслед за писателем Майклом Феллоном, запустившим в обиход слово <хиппи> в 1966 г.

Хиппи начали с того, что отрицали буржуазную мораль, состарившись, они превратились в респектабельных бизнесменов, но уже старшего поколения.

Появившиеся позже них яппи, которые возвели в культ благополучие и буржуазные ценности, представляют собой скорее не детей, а младших братьев хиппи. Настоящие дети хиппи – разочарованное и циничное Generation X.

Таким образом, историческая спираль молодежной субкультуры в США, совершив крутой вираж в начале 1960-х в сторону отрицания массовой (буржуазной) культуры послевоенной американской молодежи, в конце 1960-х и начале 1970-х развернулась еще раз – теперь уже в сторону радикального вызова всей американской культуре (движение йиппи), и, наконец, повернула в противоположную сторону после появления городских яппи – <новых новых русских> на американский манер.

Произошло то, что описывал в своей время Гегель, а именно отрицание отрицания. Культурный переворот хиппи, намерение очистить Америку от <буржуазной заразу>, осуществлявшийся хиппи на протяжении 10 лет, с треском провалился.

Новое поколение с удовольствием восприняло буржуазные ценности и превратило их во вполне респектабельный и уважаемый культ. Галлюциногенных хиппи сменили сюрреалистические йиппи, которых в конечном итоге вытеснили добропорядочные яппи.

Яппи – молодые люди (половая принадлежность не имеет значения), как правило, жители крупных городов, с хорошим образованием и стабильным достаточно высоким заработком, занятые высококвалифицированным трудом, служащие в корпоративном бизнесе, амбициозные, следящие за собой и лояльно настроенные политически.

Термин появился в Америке в начале 1980-х на закате движения хиппи и на пике экономического подъема. Возможно, название подогнано специально в контру хиппи: hippies – yuppies.

Такое наименование заставляет вспомнить хиппи и в то же время уверенно заключить: яппи – совсем другие, они – их полная противоположность. Вот так и прогрессирует Америка – от хиппи к яппи.

Таким должен быть весь мир в постиндустриальную эпоху, где почитаются превыше всего информация, знания и талант.

Разумеется, такие люди существовали и раньше, скажем, в 1920-е или 1950-е годы. Были они и среди шестидесятников. Когда Америку заполнили молодежные мятежи и подавляющая часть молодежи увлекалась хиппизмом, наркотиками, ничегонеделанием, сексуальной революцией, атеизмом.

С такой молодежью, будто бы решило старшее поколение, Америке не по пути. Необходима <новая американская идея>, отвечающая исконным ценностям протестантского общества.

И она была найдена. На щит подняли подтянутого, трудолюбивого, рационально мыслящего и очень привлекательного карьериста. Уже само перечисление новых ценностей показывает, насколько Америка устала от радикалистских увлечений, хаоса и необузданной демократии хиппи.

Страна развернулась на 180 градусов и обрела новый образ молодого поколения. Для романтиков 1960-х годов, поклонников психоделической революции бизнесмен в костюме-тройке и галстуке был олицетворением зла. Теперь он стал воплощением надежды Америки.

Таким образом, социальный тип и социальный образ возникает вовсе не случайно. Он планомерно формируется и создается потому, что отвечает жизненным запросам этого общества.

Возможно, что именно яппии стало первым в истории Америки социальным образом поколения, который выковывался правительством и СМИ, телевидением и рекламой. Ничего подобного раньше не происходило: образ ковбоя середины Х1Х века, джентльмена конца Х1Х века или хиппи середины ХХ века формировались сами собой, возникали стихийно как логическое продолжение изменений в образе жизни целой нации или больших социальных групп.

Прагматичные воспитанные яппи – полная противопо-ложность анархичных “детей цветов”, хотя многие из “новых профессионалов” в юности носили длинные волосы и кури-ли травку. Во всем мире именно яппи со-ставляют костяк сред-него класса.

Яппи зародились в эпоху Рейган и экономического бума начала 1980-х годов как антитеза предшествующему поколению хиппи середины 1960-х.

Сами же хиппи вышли, как известно, из битников, которые появились в 1950-е годы как антитеза послевоенному среднему классу, быстро расширяющемуся обществу потребления и возникшей на их базе массовой культуре.

Совершился полный оборот исторических часов: яппи – это возвращение молодежи назад к среднему классу и отцовским ценностям.

Хиппи, йиппи и яппи – три субкультурных исторических типа американской молодежи – никогда или вряд ли когда составляли подавляющее большинство американцев своей возрастной когорты. Некоторые авторы склонны думать, что они вообще составляли меньшинство своего поколения, хотя и самое яркое, выразительное.

Самыми малочисленными среди них были йиппи. За короткое время их существования наберется несколько сот или тысяч их представителей. Сравнивать между собой по численности хиппи и яппи весьма непросто, поскольку точных статистических данных нет.

Косвенные сведения и приблизительные оценки указывают скорее на их приблизительное равенство. Тимоти Лири, автор одной из первых статей о яппи, предлагает подробнее разобраться с тем, что происходит с самой влиятельной группой человеческих существ на планете – с 76 млн. материалистически ориентированных и высокообразованных американцев в возрасте от 22 до 40 лет.

Такой авторитетный источник, как Newsweek, называет цифру яппи в 1,2 млн. человек, а не менее солидный American Demographics полагает, что яппи не превышали 5% от общей численности поколения baby boomers, т.е. составляли 4,2 млн.

К поколению baby boomers, как известно принадлежали обе социальные группы – яппи и хиппи. Мы знаем также, что повзрослевшие хиппи-бунтари превращались в респектабельных бизнесменов и менеджеров, т.е. плавно перетекали из хиппи в яппи.

В результате точные данные о тех и других наука, видимо, никогда не получит. В широком смысле, если учитывать только внешние признаки каждой социальной категории, то количество хиппи надо увеличить в несколько раз (сюда мы прибавим Западную и Восточную Европу, СССР и другие страны, где существовали хиппи в 1960-80-е годы), а количество яппи и того больше.

К преуспевающей молодежи, а это лишь внешний признак, не связанный с самоидентификацией, относится все возрастающая часть среднего класса в большинстве стран мира, вставших на индустриальный путь развития.

Многие нынешние яппи откровенно признаются в том, что раньше они были самыми натуральными хиппи. <Редкий нынешний яппи, особенно если это житель крупного города, а не энергичный провинциал, не был когда-то хиппи.

Или хотя бы имел друзей-хиппи, или старался быть похожим на хиппи во время каникул, или просто носил какой-нибудь хипповский прибамбас типа фенечки на запястье или ремешка на голове: Путь из хиппи в яппи оказался подозрительно коротким.

За какие-нибудь лет семь-восемь мы сменили не только гардероб, но и образ жизни и систему ценностей>. Многие экс-хиппи с ностальгией вспоминают свою юность, хотя и не собираются отказываться от преимуществ нынешнего статуса.

Трудностям и проблемам перехода из одной субкультуры в другую, из хиппи в яппи, посвящен фильм (1983) Лоуренса Касдана, который сам принадлежит к поколению бэби-бумеров, закончил Мичиганский университет в 1970 г. и был дружен со многими лидерами хиппизма.

Название фильма можно перевести как <Великое оледенение>. Крушение некогда великого молодежного движения хиппи и превращение его в свою полную противоположность – субкультуру послушных яппи – действительно можно интерпретировать как смену одной геологической эпохи другой.

Великое оледенение происходило на планете несколько раз – и 200, и 100, и 10 тыс. лет назад. Точно также и субкультурные волны то наступают, то уходят за горизонт, подобно естественным циклам обновления природы.

Другой талантливый режиссер, который как и Л.Касдан поставил множество фильмов о тинейджерах и молодежной субкультуре, профессор Джоель Флейшман поставила телевизионный сериал в начале 1990-х годов.

Ставший хитом фильм посвящен той же самой непростой проблеме выбора, которая стоит перед молодым поколением: предпочесть материалистические ценности и сделать успешную карьеру (путь яппи) или отказать от материальных благ ради спасения души и свободы творчества (путь хиппи).

Теоретическое обоснование новому поколению дал, как это может показаться ни странным, легендарный лидер молодежного поколения хиппи Тимоти Лири в статье <От йиппи к яппи> датированной 1985 годом – временем взлета цифровых технологий в США (русский перевод размещен на многих сайтах Интернета).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)