Характеристики организаций

В общем виде организация составляет весьма существенный компонент общественного развития. Она является носителем различных форм активности людей, влияет на формирование системы ценностей в обществе, детерминирует проявления культурной и политической жизни, выполняет соответствующие исторической ситуации задачи и функции и представляет собой неотъемлемую часть государственных процессов.

Организация также является структурой, которая аккумулирует общечеловеческий опыт сосуществования и совместной деятельности. Следовательно, организация в своих сущностных определениях характеризуется как необходимый компонент общественного развития. В результате она становится противовесом дезорганизационным процессам в обществе, способствует рационализации человеческой деятельности, выполняет важные интегративные функции.

Сосредоточивая в себе важные механизмы и средства социальной, духовной и политической консолидации человеческого сообщества, организация стимулирует ее движение к высшим формам культурно-исторического и общественно-политического существования.

В качестве объекта менеджмента организация обладает такими общими характеристиками, как:

  1. Наличие ресурсов, которые используются в ходе деятельности организации для достижения ее целей. Основными из них являются люди, капитал, материалы, информация и технологии.
  2. Зависимость организации от внешней среды.
  3. Выделение групп работников, выполняющих близкие функции и участвующих в горизонтальном разделении труда.
  4. Вертикальное разделение труда, согласно которому осуществляется координация работы других людей ради достижения поставленной цели.
  5. Скоординированность задач персонала организации на основании вертикального разделения труда.

Среда, в которой существует организация (макросреда), имеет соответствующие составляющие, которые делятся на факторы прямого действия и факторы непрямого действия.

Макросреда влияет на организацию через такие факторы как: потребители, поставщики, конкуренты, государственные органы и законодательные акты, профсоюзы и политические партии.

Цель предпринимательства – создавать потребителя. Это значит, что существование организации зависит от ее способности находить потребителя продукции и удовлетворять его потребности.

С точки зрения системного подхода организация – это механизм преобразования входов в выходы. Основные виды входов – это материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Зависимость между организацией и поставщиками, которые обеспечивают вход ресурсов является примером прямой зависимости организации от внешней среды.

Необходимо понимать, что конкуренция – двигатель рыночных отношений, поэтому менеджеру необходимо в первую очередь ориентироваться на конкурирующие организации с тем, чтобы их вытеснить с рынка.

На деятельность организации влияют законы и государственные учреждения, определяющие правовой статус и регулирующие экономические отношения. Сюда относится множество законов и положений о безопасности и охране здоровья, защите окружающей среды, защите интересов потребителя, финансовой защите и тому подобное.

Организации обязаны выполнять не только требования законов, но и ряда государственных учреждений, следящих за исполнением законов и выдающих свои распоряжения. Все это дополняется еще и регулирующими постановлениями местных органов власти.

Все факторы прямого действия непосредственно влияют на внутренние переменные, вызывая реакцию организации. Не так заметно на организацию влияют факторы косвенного воздействия. Информация о них, как правило, не полная, и руководство вынуждено делать предположения об их возможных последствиях для организации.

Интересно
Среди факторов косвенного воздействия важное место занимает технология, которая одновременно является и внутренней переменной. Организация должна учитывать перспективные технологии, которые могут повлиять на скорость старения продукции и какого рода продукцию покупатель ожидает в будущем.

Сохранить конкурентоспособность можно ориентируясь на высокие технологии. На интересы организации также влияет общее состояние экономики: инфляция, экономический спад, колебания курса валют. К социокультурным факторам, которые влияют на организацию, относятся приверженность определенной торговой марке или отрицательное отношение к конкретному товару или явлению. Организация обязана считаться также с политическими факторами и отношением местного населения, особенно, если она ведет свои дела за пределами внутреннего рынка.

Организации, в которых для достижения определенных целей применяется совместная работа соответствующих специалистов, выступают социально-экономическими институтами с такими общими для них чертами и характеристиками, как:

  • цели, отражающие их миссию и виды продукции и услуг, которые производятся, для удовлетворения потребностей общества;
  • персонал или работники, имеющие квалификацию, знания и умения, необходимые для достижения поставленных целей;
  • разделение труда, которое происходит в соответствии с профессионально-квалификационными характеристиками каждого специалиста, и обеспечивает рациональное структурирование основных задач и соответствующих работ;
  • коммуникации или же различные виды связей, необходимые работникам в ходе выполнения совместной работы;
  • формальные правила поведения, процедуры и контроль, которые устанавливаются для того, чтобы организации функционировали как целостные образования.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)