Характеристика процесса правового обучения и его связь с учением

Правовое обучение можно рассматривать и как целенаправленное общение, в ходе которого осуществляются правовое образование, правовое воспитание и формирование, развитие правовой компетентности обучаемого, усваиваются отдельные стороны правового опыта человечества, опыта деятельности в сфере права и познания права.

Двусторонний характер обучения содержит всегда взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы – преподавание и учение. Правовое учение – это деятельность ученика ( в том числе студента):

  • по освоению, закреплению и применению правовых знаний, умений и навыков;
  • по стимулированию к поиску, решению учебных задач, самооценке учебных достижений;
  • по осознанию личностного смысла и социальной значимости правовых ценностей и правового опыта, процессов и явлений правовой
    действительности.

Целью правового учения, таким образом, является познание, сбор и переработка правовой информации. Результаты учения выражаются в правовой компетентности и развитии правосознания учащегося.

В современном понимании для правового обучения характерны следующие признаки:

  1. совместная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой педагог нацеливает, информирует, организует, стимулирует деятельность
    обучающихся, корректирует и оценивает ее, а обучаемый овладевает правовым содержанием, видами правовой деятельности, отраженными в программах обучения;
  2. двусторонний характер обучения содержит всегда взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы – преподавание и учение.

Преподавание – это деятельность преподавателя:

  • по передаче правовой информации;
  • по организации учебно-познавательной деятельности учащихся;
  • по оказанию помощи при затруднении в процессе учения;
  • по стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся;
  • по оценке учебных достижений учащихся.

Целью преподавания является организация эффективного обучения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения.

Принципы и закономерности процесса правового обучения.

Мостом, соединяющим теоретические представления с педагогической практикой, служат принципы обучения. Принципы обучения всегда отражают зависимости между объективными закономерностями учебного процесса и целями, которые ставит обучение.

В современной дидактике принципы обучения рассматриваются как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс в целом, как способы достижения педагогических целей с учетом закономерностей учебного процесса.

Выделяют внешние и внутренние закономерности обучения.

К внешним закономерностям процесса правового обучения относятся:

  • социальная обусловленность целей, содержания и методов правового обучения (зависимость обучения от общественных процессов и условий (социально-экономической, политической ситуации, уровня правовой культуры, потребности общества и государства в определенном типе и уровне правового образования);
  •  воспитывающий и развивающий характер последнего;
  • обучение всегда осуществляется в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе;
  • зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия обучающегося с окружающим миром.

К внутренним закономерностям процесса правового обучения относятся:

  • зависимость его развития от способа разрешения основного противоречия между познавательными и практическими задачами и наличным уровнем необходимых для их решения знаний, умений и навыков учащихся, умственного развития;
  • отношение между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения;
  • подчиненность результативности обучения способами управления процессом последнего и активности самого ученика;
  • задачная структура, т.е. при успешном решении одной учебной задачи и постановке следующей ученик продвигается от незнания к
    знанию, от знания – к умению, от умения – к навыку.

Однако при выделении системы принципов обучения в высшей школе необходимо учитывать особенности учебного процесса этой группы учебных заведений (например, в высшей школе изучаются не основы наук, а сама наука в развитии; сближение самостоятельной работы студентов и научно-исследовательской работы преподавателей; наблюдается единство научного и учебного начала в деятельности преподавателя высшей школы в отличие от учителя средней школы; идеи профессионализации в преподавании почти всех наук отражены гораздо ярче, сильнее, чем в средней школе).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)