Гуманно-личностная технология Амонашвили

Ш.А. Амонашвили – академик РАО, известный советский грузинский педагог – ученый и практик. Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе («Школа радости» под Тбилиси) личностный подход к организации обучения и воспитания, оригинальные методики обучения языку и математике. Одним из первых (после В.А. Сухомлинского) заговорил о гуманизации советской школы, показал, что вся педагогика должна быть пронизана любовью к ребенку, верой в его духовные и физические силы.

Пути гуманизации школы Амонашвили определил как формирование субъектности (самности) ребенка в обучении и воспитании (развитие познавательной активности и самостоятельности, сознательности школьника в учении, его самопознания и саморегуляции поведения, самоконтроля и самооценки в учении).

Причины потери первоначального интереса к учению, снижения уровня успеваемости учеников, возникновение педагогических конфликтов детей с учителями и родителями он видит в несовершенстве применяемых методов и форм обучения, в неверной формулировке учителями мотивации учения (ради хорошей оценки), в разобщенности учителя и ученика.

В своей экспериментальной школе педагог-новатор показал, что от этих недостатков можно уйти, организовав учебно-воспитательный процесс в соответствии с концепциями гуманистической педагогики

Его эксперимент продолжался в течение 20 лет (1965 – 1985), был начат как обучение в начальных классах, именовавшееся как «обучение без отметок», нацеленное на формирование у младших школьников мотивов учебной деятельности, познавательной активности и самостоятельности.

Сущность экспериментального обучения – реализация гуманистического принципа «Обучение во имя личностного развития ребенка».

Основные направления перестройки традиционной системы обучения следующие:

  1. Нацеленность обучения не на достижение высокого уровня успеваемости, а на общее развитие учеников (быстрый темп обучения, придание ведущей роли теоретическим  знаниям, обучение на высоком уровне трудности, сознательность учения).
  2. Организация обучения на основе гуманного отношения к детям, обучения радостного и успешного (по В.А. Сухомлинскому, «Есть успех – есть и желание учиться»).
  3. Формирование мотивации учения, источники которой находятся в характере обучения.

Успех ученика в учебно-познавательной деятельности равнозначен успеху в процессе становления личности школьника. Это достижение им общественно значимой и личностно намеченной цели, которая достигается в результате напряженной работы познавательных сил, выражается в чувстве удовольствия и радости.

Естественно, что в учебе могут быть и бывают и неудачи (неуспех), однако важно не то, что они есть, а то, как будут оценены, кто и как будет сопереживать их со школьником. Ш.А. Амонашвили утверждает, что педагог должен приложить максимум усилий, чтобы его оценочная деятельность не разрушала связи с учеником, была оптимистичной по отношению к возможностям и перспективам развития ребенка как личности.

Вера педагога в возможности своего ученика рождает в ребенке ответную уверенность в собственных силах и является предпосылкой будущих успехов школьника. Это важнейший результат стимулирующей и содержательной оценки результатов учебно-познавательной деятельности школьника, на который и направлена технология обучения на оценочно-содержательной основе, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили.

Значение технологии обучения на оценочно-содержательной основе в том, что она предвосхитила пересмотр в педагогической практике устаревшей системы оценки результатов учебно-познавательной деятельности школьников, ее результативное использование в практике школы доказало возможность совершенствования обучения и воспитания на гуманно-личностной основе.

Основная установка гуманно-личностной технологии Ш.А. Амонашвили – облагораживание души и сердца ребенка, развитие познавательных сил ребенка.

Идеал воспитания – самовоспитание.

Особенности методики: гуманизм, индивидуальный подход, мастерство общения, резервы семейной педагогики, учебная деятельность, ограниченное использование отметки, оценивание деятельности ребенка, обучение самоанализу, самооценка.

Урок – ведущая форма жизни детей. Его формы: Урок – солнце, урок – радость, урок – дружба, урок – творчество, урок – труд, урок – игра, урок – встреча, урок – жизнь.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)