Гражданская служба и электронное правительство

Вполне очевидно, что организация государственного управления в большей степени, чем другие организационные структуры, нуждается в современном высококлассном информационном обслуживании, потому что административно-управленческая деятельность органов власти, особенно обоснованность управленческих решений, во многом зависит от унифицированности, полноты и качества информационных ресурсов, которыми они обладают.

Качественное обновление общества, становление рыночной экономики, построение демократического правового государства — эти и другие проблемы выдвигают на первый план решение глобальной задачи — формирование в России единого информационного пространства, обеспечивающего необходимую информированность всех структур общества и каждого гражданина в отдельности.

Эта задача была сформулирована в правительственной программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)», принятой в начале 2002 г.

Информационно-коммуникационные технологии (англ. — IT) способны поднять государственное управление на новый уровень, отвечающий современным тенденциям социально-экономического развития, в том числе постоянным угрозам государству и праву.

Внедрение этих технологий в работу государственного аппарата значительно повышает эффективность его внутренних (делопроизводство) и внешних (взаимодействие с гражданами и бизнесом) отношений.

С точки зрения отношения к внедрению новых информационных технологий всех гражданских служащих условно можно поделить на две неравные группы в соответствии с условной шкалой активности, на одном из крайних полюсов которой находится ряд сторонников и энтузиастов внедрения нового Web-стиля работы, на другой, которых большинство,— индеферентных работников, но использующих электронную технику в разумных пределах и воспринимающих происходящее как должный и неизбежный этап научно-технического прогресса.

Внедрение IT-технологий в систему общественной жизни меняет саму организационно-управленческую культуру общества — реально разрушает традиционную стену между управляемыми и управляющими, вводит и тех и других в режим диалога, компромисса, когда управляемые реально могут рассчитывать на то, что управляющие будут рассматривать их скорее как клиентов и даже партнеров, нежели как социальное бремя.

На основе этих технологий в конце XX в. зародилась идея об «электронном правительстве», которая набирает обороты и в настоящее время уже получила реальные формы.

Электронное правительство — это эффективно и продуктивно работающая на базе цифровых IT-технологий система оказания услуг политическим руководителям, гражданам и бизнесу, а также межведомственных услуг.

При этом в отношении национального правительства замерялись три параметра, из которых и складывался индекс развития электронного правительства: присутствие в Интернете; развитие телекоммуникационной инфраструктуры, развитие человеческого капитала.

По данным ООН, к 2005 г. число стран, использующих интернет-технологии для оптимизации своей работы и взаимодействия с гражданами (электронное правительство), увеличилось до 173.

А десять стран во главе с Исландией, Финляндией, Новой Зеландией, Данией, Сингапуром и др., по данным ежегодного всемирного исследования «Реализация концепции электронного правительства» в области автономизации государственного управления, приближаются к 100%-ному охвату правительственных услуг онлайновым режимом.

Здесь же впервые был дан рейтинг стран по «электронной готовности» и «электронному участию». «Готовность» складывается из образовательного уровня населения, уровня развития инфраструктуры и информационных сервисов, а «участие» определяется степенью открытости государства для взаимодействия с гражданами через Интернет.

Интересно
Самыми «готовыми» оказались США и Швеция, а самыми «открытыми» — Великобритания и США. Россия по данному рейтингу заняла лишь 58-е место в мире по «готовности» и 91-е — по «открытости».

Программа по созданию в России «электронного правительства» и единой системы электронного документооборота, который должен прийти на смену бумажному, разрабатывается в рамках утвержденной 27 сентября 2004 г. Правительством РФ «Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года».

Она призвана определить основные направления информатизации органов власти Российской Федерации.

Основной целью использования информационных технологий в деятельности министерств и ведомств является повышение эффективности механизмов государственного управления на основе создания общей информационно-технологической инфраструктуры, которая будет включать в себя государственные информационные системы и ресурсы, а также средства, обеспечивающие их функционирование, взаимодействие между собой, населением и организациями в рамках предоставления государственных услуг.

Следовательно, сущность электронного правительства заключается в том, что властные структуры разных уровней будут активно использовать современные информационно-коммуникационные технологии для непосредственного предоставления информации и услуг потребителям — как гражданам, так и организациям.

Хотя главным фигурантом в этой ситуации является государственно-административный персонал, электронное правительство — это элемент гражданского общества, такое состояние человеко-компьютерной среды, которое позволяет большинству населения участвовать в подготовке, принятии и выполнении государственно-социальных решений.

Что касается проблем дальнейшего развития, то важнейшим приоритетом является обеспечение целостности системы управления страной на всех уровнях — от высшей государственной власти до местного самоуправления.

На эти цели, как известно, и ориентируются проекты создания электронного правительства, которые осуществляются не только на федеральном, но и на региональном уровнях.

Таким образом, электронное правительство в современной России стало реальностью, пусть пока и несовершенной. Но даже и оно не только информирует жителей страны о планах государственного управления, но и дает людям возможность обсуждать различные проблемы и высказывать свою точку зрения.

В результате внедрения в работу государственного аппарата подобных стандартов все большее количество услуг государства приобретают новое качество, становятся информационными услугами.

В этой ситуации необходимо создавать не только технико-технологическую и правовую, но и социальную готовность к жизни в информационном обществе.

Программа действий информационного общества основана на стратегии опережающего развития. Наша страна не собирается «догонять» технологически развитые страны, а намерена конкурировать с ними на равных и как максимум — стать лидером в сфере информатизации уже в ближайшем будущем.

Очевидно, что проникновение информационных технологий во все сферы жизни постепенно начинает приносить результаты.

По существу, административная реформа состоит из трех частей — реформы государственной службы, реформы федеративных отношений и реформы федеральных органов исполнительной власти.

Из этих трех частей наиболее «продвинутыми» в настоящее время являются реформы федеративных отношений и реформы федеральных органов исполнительной власти. Реформы государственной службы пока далеки от завершения. Проводимые преобразования могут быть эффективными только при использовании информационных технологий.

Преобразования в органах федеральной исполнительной власти — это самая болезненная составляющая административной реформы.

Главной задачей изменения структуры правительства было разделение функций: регулятивных (министерства), контрольно-надзорных (службы) и по оказанию услуг (агентства). Однако и то, что уже сделано, в том числе и в информационном плане, позволяет выстроить эффективную, понятную для граждан систему управления.

Каковы предпосылки внедрения информационных технологий электронного правительства?

Реализуемые в настоящее время программы социально-экономического развития и модернизации системы государственного управления предусматривают мероприятия, направленные:

  • на повышение квалификации государственных служащих и уровня технической оснащенности государственной службы;
  • обеспечение информационной открытости и прозрачности процедур разработки и принятия государственных решений, реализации прав граждан на доступ к информации о деятельности федеральных
    органов государственной власти;
  • формирование современной телекоммуникационной инфраструктуры на территории страны;
  • обеспечение роста объемов финансирования государственных программ и проектов, предусматривающих использование информационных технологий в государственной деятельности;
  • распространение опыта успешного использования информационных технологий в деятельности федеральных государственных органов.

Внедрение данных информационных технологий, как показывает практика, осуществляется интенсивными темпами. В ряде государственных органов созданы основы информационно-технологической инфраструктуры, формируется организационно-методическое и кадровое обеспечение эффективного использования информационных технологий.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)