Гражданская служба федеральной законодательной власти

Гражданская служба федеральной законодательной власти является одной из четырех первичных подсистем и состоит из деятельности двух совершенно самостоятельных аппаратов палат Федерального Собрания — аппарата Совета Федерации и аппарата Государственной Думы.

Если взаимодействие палат определенным образом регламентировано Конституцией РФ и федеральными законами, то взаимодействие их управленческих аппаратов нигде и никак в нормативных актах не оговорено. Каждый из этих аппаратов действует по своему усмотрению, сообразуясь лишь с интересами соответствующих палат.

Хотя формально Совет Федерации считается верхней палатой, а Государственная Дума — нижней палатой Федерального Собрания, на отношениях между аппаратами этих двух палат данное обстоятельство никак не отражается (табл. 6).

Обычно выделяют четыре типа управления парламентским аппаратом:

  • централизованный;
  • частично централизованный;
  • частично децентрализованный;
  • децентрализованный.

Аппарат Федерального Собрания РФ, вполне очевидно, относится ко второму типу. Он может быть охарактеризован как частично централизованный, поскольку в нем имеются два независимых аппарата (на каждую из палат), которые возглавляются своими руководителями.

Естественно, в построении этих аппаратов есть своя специфика, связанная непосредственно с функциональной спецификой соответствующих палат Федерального Собрания.

Гражданская служба федеральной законодательной власти

Аппараты Совета Федерации и Государственной Думы функционируют на основе принципа двойного подчинения. Секретариаты подчиняются, прежде всего, тем руководителям Совета Федерации и Государственной Думы, которых они обслуживают, а затем — руководителям аппаратов палат.

Центральный управленческий аппарат подчиняется руководителям Совета Федерации и Государственной Думы, а также руководству аппарата. Аппараты комитетов и комиссий подчиняются руководству комитетов и комиссий, а затем и руководству аппаратов палат.

Стало быть, объединяющую, интегрирующую функцию в структуре гражданской службы Федерального Собрания выполняют руководители двух центральных аппаратов.

В целом структура гражданской службы Совета Федерации и Государственной Думы представляется достаточно системной. Вызывает сомнение большая численность комитетов, недостаточная состыкованность аппаратных структур между собой. Создается впечатление, что аппараты Федерального Собрания не до конца проработаны концептуально и функционально.

Как видим, гражданские службы двух палат Федерального Собрания, будучи управленческими структурами высшего законодательного органа России, функционируют в значительной мере автономно. Их деятельность согласовывается только с руководителями палат и ими же координируется.

Руководство аппаратов палат испытывает в данной ситуации определенные трудности и неудобства, поскольку вынуждены «вариться в собственном соку».

Все это говорит о том, что гражданская служба федеральной законодательной власти постепенно должна сложиться в особую управленческую подсистему, которая также, во-первых, будет иметь координационный характер, во-вторых, основным регулятором в ней будет комплекс специальных нормативных актов.

Несомненно, на работу аппарата Федерального Собрания оказывают подчас негативное влияние некоторые политические руководители и, в частности, депутаты. К сожалению, россияне пока не выработали критериев для выбора нужных и полезных парламентариев.

За прошедшие годы в их число, в особенности, в Государственную Думу, попадали самовлюбленные политиканы, которые были готовы подраться с коллегами перед телекамерами, потаскать женщин за волосы, прогулять заседания Думы, не сковывали себя какими-либо нравственными нормами.

После окончания депутатского срока они обычно не отдавали государственные квартиры и не возвращались в свои регионы. Отдельные спокойные и работящие народны избранники в депутатском корпусе воспринимались скорее как исключение.

По данным ВЦИОМ в 2000 г. уровень неодобрения населением деятельности Государственной Думы достигал 58%, одобрения — всего 26%, а в 2006 г. он еще поднялся — неодобрения 64%, а одобрения 21%.

Когда в одном из исследований речь зашла о возможности со временем трансформировать Россию из президентской республики в парламентскую, против высказались 67% опрошенных, а поддержали идею только 10%.

Чтобы ни говорили сегодняшние думские руководители, традиция парламентаризма в России еще не создана. Есть лишь образ или даже неявный «призрак» парламентаризма.

Общим в истории дореволюционной и современной Думы является то, что они действуют в условиях недооценки избирателями важности и самоценности законодательной власти, неуважения к самому труду законотворчества.

Сами депутаты часто не видят высокой цели своего пребывания в парламенте, относятся к нему как к кратковременному этапу своей карьеры, способ завязать нужные знакомства и связи, подготовку к другой, более статусной должности.

Но ведь положение депутата предполагает не эпатажные выходки, популизм или беззастенчивое лоббирование финансовых интересов своих родственников и бизнес-партнеров, а кропотливую, скрупулезную, даже нудную работу по изучению предмета законопроекта, области, в которой он будет реализовываться, практики его исполнения. Таких думцев мы знаем пока совсем немного.

В настоящее время создание законов играет основную, базовую, но не определяющую роль в правовой информатизации общества.

Для того чтобы «хозяйствующие субъекты» и прочие «юридические лица» смогли воспользоваться юридическими нормами, нужна особая система правовой информации. Государственные организации оказались уже не в состоянии удовлетворить этот спрос — ни количественно, ни качественно, отдавая этот участок негосударственным
структурам.

Не только в России, но и в других странах именно негосударственные компании играют определяющую роль в правовой информатизации. Причины этого — в организационной гибкости, в возможностях привлечения специалистов по разработке и совершенствованию программных технологий и, наконец, в развитии сбытовых и сервисных структур.

Действительно, в конце 80-х гг. отлаженных технологий распространения правовой информации в России еще не было, а существовавшие разработки имели те или иные ограничения.

Решение было найдено только в начале 90-х гг. Именно тогда в научно-производственном объединении «Вычислительная математика и информатика (НПО «ВМИ») были разработаны и реализованы принципиальные идеи построения сервисных структур для обслуживания справочных правовых систем у сотен тысяч пользователей.

Эти идеи фактически и создали целую информационную отрасль, в основе которой лежат справочные правовые системы (СПС).

В числе систем, созданных государственными предприятиями для обеспечения некоторых задач правовой информатизации для государственных ведомств, прежде всего, следует назвать: «Эталон» (НЦПИ при Министерстве юстиции РФ) и «Система» (НТЦ «Система» при ФАПСИ).

Кроме того, на российском рынке представлены частные СПС: «Консультант-Плюс», «Гарант», «Кодекс», ЮСИС (фирма «Интралекс»), «Референт» (ЗАО «Референт-Сервис»), «Ваше право» и «Юристконсульт» (фирма «Информационные системы и технологии»), система «Энциклопедия российского права» (Ассоциация развития банковских технологий) и некоторые другие.

Интересно
Таким образом, в нашей стране за короткий срок возникла и успешно развивается новая отрасль интеллектуального производства.

По некоторым оценкам, в отрасли работает около 20 000 специалистов и обслуживается более 250 000 компаний-клиентов. Реальный доступ к справочным правовым системам получили более полумиллиона пользователей. Это одна из немногих высокотехнологичных отраслей в России, которая была создана за последние 15 лет практически с нуля и в которой представлены исключительно российские компании.

Проделан путь от простейших электронных архивов до сложнейших аналитических систем, во многом превосходящих аналогичные зарубежные разработки.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)