Государственный сектор экономики

Указанные ранее причины привели в действие новый для Запада механизм активного вмешательства государства в хозяй­ственную деятельность; возник государственный сектор экономики, что характеризует достижение более высокой ступени реального и правового обобществления национального хозяйства.

Государство может применять и неэкономические методы вмешательства в хозяйственную деятельность. К ним в первую очередь относятся запреты или ограничения на занятия определенными видами деятельности.
В современном мире, как правило, в чистом виде (без вмешательства государства) рынок отсутствует. Более того, на основе опыта развитых стран считается, что наиболее эффективна «смешанная» экономика, в которой присутствует вмешательство госу­дарства. По этому признаку выделяют несколько типов рынка:

  • американский — максимальный результат достигается там, где раскрывается потенциал каждого работника и оплата труда про изводится только по результату; минимальная помощь слабым, т.е. выживает сильнейший (США, Канада);
  • шведский — экономика развивается стремительнее там, где существует общественная гармония, равенство в доходах, дан­ный вариант рынка — социально ориентированный (Швеция, Нор­вегия, Финляндия);
  • рейнский (промежуточный) — основывается как на принципе прямой материальной заинтересованности в результатах труда, так и заботе общества о малообеспеченных слоях населения (Герма­ния, Австрия);
  • азиатский (близок к чистому рынку) — вмешательство государства минимально (Гонконг, Сингапур);
  • российский — неопределен, но ближе к рейнскому типу. Вмешательство государства в регулирование рынка осущест­вляется с помощью экономических инструментов:
  • цена (государство, повышая цены на электроэнергию, приво­дит к повышению цен на все товары и услуги в стране);
  • налоги (снижая налоги, государство повышает активность предпринимателей, и наоборот);
  • денежное обращение (покупая или продавая на рынке свои ценные бумаги — облигации, государство «связывает» или «уве­личивает» количество свободных денежных средств в обращении);
  • кредитная политика (при снижении Центральным банком процентной ставки коммерческие банки дают кредит под меньший процент, что активизирует бизнес, и наоборот);
  • таможенные пошлины (высокие импортные пошлины — тепличные условия для отечественных производителей);
  • валютный курс (удешевление своей валюты по отношению к валюте другой страны ведет к удорожанию товаров другой страны на рынке и удешевлению своих товаров на рынке другой страны);
  • трансфертные — «возвратные» платежи (для поддержания малообеспеченных слоев населения проводится перераспределение средств в обществе, выплачивая пенсии, пособия, стипендии и т.д.).

Итак, во второй половине XX в. признание получило общее совместное присвоение в форме государственной и муниципальной собственности в сфере экономики. Эта стадия характеризуется следующими особенностями:

  • во многих странах к государственной собственности, осно­ванной на государственном присвоении, отошли многие базовые отрасли промышленности (добыча энергоносителей, металлургия, атомная энергетика, военно-промышленный комплекс, центральные банки; железнодорожный и трубопроводный транспорт, элек­троснабжение и т.д.), здравоохранение, образование;
  • общая совместная собственность используется для выполнения общенациональных экономических и социальных задач, которые не может осуществить частный и корпоративный капитал;
  • государство использует принадлежащую ему собственность, чтобы обеспечить устойчивое развитие национальной экономики и создать нормальные условия жизни людей.

Особенности современной экономики Запада. Итак, мы рассмотрели последовательное развитие типов присвоения. В настоящее время в странах Запада существуют все три известных типа присвоения собственности:

  • частная (трудовая и капиталистическая);
  • общая долевая (товарищества, корпорации и т.д.);
  • общая совместная (государственная и муниципальная собственность).

Сейчас экономику Запада нельзя рассматривать как чисто ка­питалистическую. Действительно, чистый капитализм в его классической форме перестал быть всеохватывающей системой. Появилась и прочно заняла ведущие позиции общая собственность в ее двух видах (долевая и совместная), которая укрепила обще­ственный строй.

Но нет на Западе и крайних проявлений противоположных типов собственности: ни наличия только частной собственности, ни безраздельного господства только государственной собственности.

В зависимости от того, какая собственность преобладает на предприятии — общественная или частная, это и представляет общественный или частный сектор экономики. К первой относят­ся государственные и муниципальные предприятия; ко второй — все остальные (индивидуальные, различные товарищества, акционерные общества).

Государственные предприятия определяются как организаци­онно-правовая форма хозяйственной деятельности, создаваемой или учреждаемой непосредственно органами государственного управления за счет бюджетных ассигнований или вкладов других госпредприятий.

Муниципальное предприятие учреждается органами местного самоуправления; средства на его создание идут из местного бюджета или вкладов других муниципальных предприятий.
В странах с развитой рыночной экономикой к госпредприяти­ям относят бюджетные или ведомственные предприятия, которые по своему положению входят в систему государственного ад­министративного управления и подчиняются министерству, ведомству либо органам местного управления. Кроме того, они не платят налоги на полученную прибыль, а все их доходы и расходы опосредуются госбюджетом, т.е. их нельзя считать самостоятельными.

Это предприятия в отраслях, имеющих особо важное значение для экономики страны, и в отраслях, требующих больших капиталовложений: в Великобритании — черная металлургия, связь, транспорт, электроэнергетика и т.д.; во Франции — вся энергетика, предприятия «Рено», «Эльфа-Акитэн» — на их долю приходится определенный процент валового внутреннего продукта (ВВП); в США, хотя их доля и меньше, но на долю государства приходится около 42 % всех электростанций, почтовое обслуживание, т.е. около 20% основного капитала. Но все же государственный бизнес в этих странах выступает на предприятиях, как правило, со смешанной экономикой, где большая часть капитала принадлежит государству (публичная корпорация). И эти фирмы там тоже проходят как госпредприятия.

С введением Гражданского кодекса РФ в 1995 г. термин «предприятие» как организационная форма оставлен только для госу­дарственных и муниципальных предприятий, в основе которых лежит собственность федеральная, субъектов РФ и муниципальная, а все остальные организационные формы предприятия называются организациями. Может ли организация называться пред­приятием? По сути — да, если производит экономический про­дукт, но не как субъект (наделенный правами), а как объект управ­ления. Итак, предприятие рассматривается как объект управления (предприятие как субъект сохраняет свой статус только в государственных и муниципальных предприятиях).

Существуют три формы, в которых выступают предприятия: единоличные предприятия; партнерство (когда не хватает единоличного капитала для производства, тогда приглашают партнеров с их разными возможностями — например, денежными, т.е. происходит объединение капиталов, но также предполагается и фи­зическое участие в трудовой деятельности в работе фирм — сотрудничество); корпоративное объединение (корпорация) — в дан­ном случае объединяется только денежный капитал (без физического участия) (пример, акционерное общество).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)