Государственный портовый контроль

1. Функции по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морском порту возлагаются на капитана морского порта. Это должностное лицо действует в соответствии с положением, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с другими компетентными органами. При этом капитан морского торгового порта находится в административном подчинении упомянутого органа исполнительной власти федерального уровня.

2. На капитана морского торгового порта возлагается осуществление следующих функций, направленных на обеспечение безопасности мореплавания и порядка в морском порту:

  • контроль за соблюдением международных договоров РФ, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства РФ о торговом мореплавании;
  • регистрация судов и выдача им соответствующих судовых документов;
  • регистрация права собственности на суда и строящиеся суда, ипотеки судна или строящегося судна и иных прав на них, выдача соответствующих документов;
  • выдача дипломов, квалификационных свидетельств, подтверждений их выдачи и паспортов моряка членам экипажей судов;
  • проверка судовых документов, дипломов, квалификационных свидетельств и подтверждений выдачи дипломов и квалификационных свидетельств;
  • контроль за соблюдением требований, касающихся порядка захода судов в порт и выхода их из порта;
  • оформление прихода судов в порты и выхода из портов;
  • контроль за деятельностью лоцманской службы и системой управления движением судов;
  • контроль за ледокольной проводкой судов на подходах к порту и в пределах акватории порта;
  • выдача разрешений на подъем затонувшего в море имущества и проведение в порту строительных, гидротехнических и иных работ;
  • расследование аварийных случаев с судами, что осуществляется в соответствии с положением, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с Генеральным прокурором РФ и др.

3. Распоряжения капитана морского порта по относящимся к его полномочиям вопросам обеспечения безопасности мореплавания и порядка в морском порту обязательны для всех находящихся в порту судов, организаций и граждан.

Так, в случае отсутствия на судне судовых документов или при наличии достаточных оснований полагать, что судно не удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания, капитан морского порта может подвергнуть судно осмотру, и в целях устранения недостатков, препятствующих выдаче разрешения на выход судна из морского порта, капитан морского порта имеет право подвергнуть судно контрольному осмотру.

4. Каждое судно до выхода из морского порта обязано получить разрешение капитана морского порта на выход из порта.

Капитан имеет право отказать в выдаче такого разрешения в случаях:

  • непригодности судна к плаванию, нарушения требований к загрузке, снабжению судна, комплектованию экипажа судна или наличия других недостатков судна, создающих угрозу безопасности его плавания, жизни или здоровью находящихся на судне людей или угрозу причинения ущерба окружающей среде;
  • нарушения требований, предъявляемых к судовым документам;
  • предписания санитарно-карантинной и миграционной служб, таможенных, пограничных органов и других уполномоченных на то государственных органов;
  • неуплаты установленных портовых сборов.

Расходы, связанные с осуществлением капитаном морского порта прав, перечисленных выше, возлагаются на судовладельца.

5. По просьбе лица, имеющего требование, возникающее в связи с осуществлением спасательных операций, со столкновением судов, с повреждением портовых сооружений, водных бассейнов, судовых путей и средств навигационной обстановки или в связи с иным причинением вреда, портовые власти могут задержать судно и груз впредь до предоставления судовладельцем и грузовладельцем достаточного обеспечения.
Ответственность за убытки, причиненные необоснованным задержанием судна и груза, несет лицо, по требованию которого состоялось задержание.

Распоряжение портовых властей о задержании судна и груза по требованиям, перечисленным выше, действительно в течение 72 часов, за исключением дней, официально рассматриваемых как нерабочие. В случае, если в течение указанного срока не вынесено постановление о наложении ареста на судно и груз соответствующим судебным, арбитражным или третейским органом, такие судно и груз подлежат немедленному освобождению.

6. По требованию капитана морского порта находящиеся в порту суда обязаны участвовать в спасании людей и судов, терпящих бедствие в пределах акватории порта.

7. За нарушение правил, касающихся безопасности мореплавания и порядка в порту, капитан морского порта вправе налагать на нарушителей административные взыскания в соответствии с законодательством РФ.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)