Государственные меры по развитию малого предпринимательства на современном этапе

В 2008 г. в «Докладе рабочей группы о преодолении административных барьеров в развитии малого бизнеса и мерах налоговой политики, направленных на стимулирование его роста» были сформулированы целевые показатели реализации мер по развитию малого предпринимательства до 2020 г. Однако в ходе реализации программы данные меры корректировались из-за воздействием кризисных явлений на экономику страны.

К 2020 г. было запланировано достижение следующих целевых индикаторов: увеличение доли малого бизнеса в ВВП до 30% (2007 г. –13–17%), в занятости – до 30% (2007 г. – 18–20%), в общем количестве действующих субъектов предпринимательства – до 80%, количества субъектов малого бизнеса – до 6 млн. (2007 г. – 1 млн), формирование 85 региональных фондов поручительств по кредитам малых предприятий, 85 региональных, 300 муниципальных фондов микрофинансирования, 40 региональных венчурных фондов, создание 500 региональных и муниципальных бизнес-инкубаторов, 100 промышленных парков.

В настоящее время планы по созданию бизнес-инкубаторов и технопарков скорректированы. По данным Минэкономразвития к 2012 г. число бизнес-инкубаторов должно составить 160, а промышленных парков и технопарков — 15. При заданных тенденциях к 2020 г. количество бизнес-инкубаторов будет ниже запланированных ранее на 33,4%, промышленных парков и технопарков — меньше в 2,5 раза. Проведем анализ выполнения задач. Первая задача: максимальное упрощение административных процесса оформления документов, снижение связанных с ними затрат малых и средних предприятий при регистрации бизнеса.

Интересно
Согласно опросу предпринимателей сегодня около половины своей выручки они тратят на преодоление административных барьеров, так для сравнения можно привести Германию, в которой по данным антикоррупционного комитета это статья издержек находится в районе 3% прибыли. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения до 2008 г. наибольшие проблемы у предпринимателей вызывал недостаток квалифицированных кадров (60%) и 52% занимал рост цен.

Вторая задача: устранение избыточного, а зачастую и неэффективного государственного контроля в сфере лицензирования и надзора за предпринимательской деятельностью. Сегодня по статистике органами МВД ежегодно проводится около 20 млн. проверок, на которые из бюджета расходуется приблизительно 162 млрд рублей. Столько же тратится субъектами малого и среднего бизнеса на устранение результатов этих проверок. Львиную долю в статье расходов занимают оплата различных госуслуг. Так издержки легкой промышленности на них составили в 2016 г. около 5% от выручки, сельского хозяйства около 10%.

К 2020 г. планируется достичь следующие целевые индикаторы: увеличение доли малого бизнеса в ВВП до 30% (2007 г. 1317%), в занятости до 30% (2007 г. 1820%), в общем количестве действующих субъектов предпринимательства до 80%, количества субъектов малого бизнеса до 6 млн. (2007 г. 1 млн), формирование 85 региональных фондов поручительств по кредитам малых предприятий, 85 региональных, 300 муниципальных фондов микрофинансирования, 40 региональных венчурных фондов, создание 500 региональных и муниципальных бизнес-инкубаторов, 100 промышленных парков. При этом и для базового и для целевого вариантов прогноза предусмотрены одни и те же инструменты стимулирования инвестиционной активности частного сектора экономики за счет расширения поддержки малого и среднего бизнеса, а также введения новых инструментов частного государственного партнерства.

К ним относятся:

  • программа льготного кредитования малого и среднего бизнеса (программа «6,5»), направленная на расширение инвестиционных возможностей указанной группы предприятий;
  • создание на базе Внешэкономбанка «фабрики проектного финансирования», что предполагает отбор качественных проектов и их сопровождение на всех стадиях;
  • создание эффективного механизма частно-государственного партнерства на принципах «инфраструктурной ипотеки», направленного на привлечение частного капитала в инфраструктурное строительство.

Разная оценка в базовом и целевом прогнозах эффекта для стимулирования экономического роста и инвестиционной активности от применения одних и тех же инструментов обусловлена возможными рисками не достижения ожидаемых результатов от их использования. Также следует учитывать, что целевой прогноз исходит из «высокого сценария демографического прогноза».

В своем заключении Счетная палата Российской Федерации отмечает, что программа льготного кредитования малого и среднего бизнеса может быть завершена к январю 2019 года и в силу несущественных объемов своего финансирования не сможет оказать значимого влияния на динамику инвестиций в основной капитал в целом по стране.
20 апреля 2010 г. были приняты поправки в закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 г. № 294ФЗ. Закон предусматривает сроки, порядок проведения проверок, процедуры оформления документов и т.п.

В соответствии с Законом предприниматель более не обязан получать разрешение на организацию собственного дела в надзорных инстанциях – достаточно лишь уведомить их о начале работы предприятия. Данное положение касается ограниченного круга деятельности: гостиничные и бытовые услуги, текстильное и швейное производство, обработка древесины, коммерческие перевозки, издательская и ряд других видов деятельности. В законе определено максимально допустимое время проведения проверок для микро и малых предприятий (не может превышать 15 и 502 часа в год соответственно).

По данным «ОПОРЫ России», малый бизнес почувствовал снижение административного прессинга: с 2009 г. контролеры обязаны согласовывать все внеплановые проверки с прокуратурой. При этом почти половина таких обращений со стороны контролирующих органов была отвергнута. В Генпрокуратуре РФ создано новое подразделение — отдел по надзору за исполнением законодательства о государственном контроле, в функции которого входит обеспечение гарантий недопущения правонарушений при осуществлении контрольных мероприятий в сфере предпринимательства, в частности, при формировании Сводного плана проведения плановых проверок и согласовании выездных внеплановых проверок. Третья задача: сокращение количества выдаваемых сертификатов на продукцию за счет расширения декларирования и изменение технических норм и правил.

Интересно
В связи со снижением административного прессинга была отменена обязательная сертификация, гарантирующая безопасность продукции, в том числе это коснулось и пищевых продуктов, парфюмерии, посуды. Раньше для начала ввода продукции на рынок предприниматель должен был получить сертификат, который выдавался сертификационными центрами на основании результатов лабораторных тестов.

По современным требованиям предпринимателю достаточно все во лишь иметь декларацию соответствия, которую он может заполнить на основании собственных доказательств безопасности и качества продукции. Сейчас количество сертифицируемых товаров и количество тех, по которым такой документ не нужен, находятся в отношении 80 к 20 %. С введение этих новшеств это отношение будет меняться и должно со временем уравняться между собой. Данное новшество позволит уменьшить издержки бизнеса, но наряду с этим возникнут проблемы с несоблюдением необходимых норм не добросовестными предпринимателями, в результате в нашей стране может произойти скачок некачественных и опасных для здоровья товаров.

Борьбу с такими предпринимателями органы власти видят в увеличение суммы штрафов. Для эффективности этой меры размер штрафов должен быть значительным, но пока этот вопросе проработан. Возложить функции контроля о соответствии деклараций реальному уровню качества товара планируется на существующие проверяющие органы, которые следят за исполнением закона и должны реагировать на жалобы потребителей, например, им может стать Роспотребнадзор. Четвертая задача: изменения в налогообложения малых предприятий.

В. Путин в 2010 г. на инновационном форуме объявил о новом пакете стимулов для малого бизнеса, который обойдется для государства в 13 млрд р. Уже в ближайшем будущем для компаний, внедряющих энергоэффективное оборудование, будет освобождение от налога на имущество сроком до 3 лет. Также бизнесменов, ведущих свою деятельность в сфере здравоохранения и образования, избавят от уплаты налога на прибыль до 2020 г. Будет отменен налог на прибыль от продажи ценных бумаг, если срок владения ими превышает 5 лет, и они не обращаются на биржевом рынке.

Появился законопроект, в котором предложено страховые взносы ИП отвязать от МРОТ с 1 января 2018 года. Соответственно, расчеты получаются следующими: взносы в ПФР на себя (на пенсионное страхование) 26545 рублей, взносы в ФФОМС на себя (на медицинское страхование) 5840 рублей, итого за 2018 год 32385 рублей. Также надо учитывать о 1% от суммы, превышающей 300 000 рублей годового дохода. Так ИП получил за 2018 год доход в размере 800000 рублей, что означает, что означает, что помимо обязательных взносов ИП придется доплатить 1 % от суммы, превышающей 300000 рублей годового дохода.

Также 1 июля 2018 года это последний день, когда ИП на ЕНВД (или ПСН) обязаны начать использовать онлайн-кассы. Это относится к тем ИП на ЕНВД (или ПСН), которые ранее имели право не использовать кассовую технику при проведении наличных расчетов. Возможно, эту дату перенесут на 2021 год, так как еще вначале 2017 в ГосДуму поступил новый законопроект о переносе даты перехода на онлайн-кассы для ИП на ПСН и ЕНВД на 2021 год.

Наряду с этим еще можно будет получить налоговые каникулы, но только для вновь зарегистрировавшихся предпринимателей и выполнение следующие требования:

  • ИП на Вас должно быть открыто впервые. Соответственно если Вы закроете существующее ИП, а потом вновь его откроете и заявите о предоставление налоговых каникул, то Вам откажут.
  • Вы должны быть заняты в одной из трех сфер научная, социальная, производственная (причем доля от них должна составлять не менее 70 % от общего дохода ИП).

На сайте ГосДумы появился законопроект, в котором предлагается предпринимателям, зарегистрировавшимся с 1го по 31 декабря изменить первый налоговый период. То есть, если предприниматель зарегистрировался в налоговой с 1го по 31 декабря, то первый раз он будет отчитываться за период с даты постановки на учет в декабре текущего года и до конца следующего года. Он уже одобрен и действует. В 2018 году внесли изменения в допустимый максимальный размер годового дохода ИП на упрощенной системе налогообложения. Так доход ИП на УСН не может быть более, чем 150 миллионов рублей в год. Этот максимальный размер по доходу для ИП на УСН совпадает с 2017 годом, так число в 150 млн. рублей останется фиксированным значение до 2020 года.

У ИП на патенте (ПСН) такая же проблема с онлайн-кассами, как у предпринимателей на ЕНВД. Также появилось нововведение, по которому индивидуальный предприниматель не успевший продлить действие патента не потеряет право применять патентную систему налогообложения. Также в 2018 году для ИП на ПСН и ЕНВД разрешили делать налоговый вычет в размере не более 18 000 рублей на каждую приобретенную онлайн-кассу.

В мае 2018 года был введен курортный сбор для ИП, которые занимаются гостиничным бизнесом в Алтайском крае, в Республике Крым, в Ставропольском и Краснодарском крае. С 1-го июля 2018 года все БСО (бланки строгой отчетности) перейдут в электронной формат. В связи с этим для БСО придется покупать новое оборудование. Однако в виде исключения некоторым предпринимателям будет предоставляться отсрочка на такие кассовые аппараты до 1 июля 2019 года.

Росстат утвердил 23 отчета (статформы), которые будут сдавать юридические лица и индивидуальные лица с 2018 года. В 2017 году на сайте налоговой службы размещено объявление о начале приема заявлений от граждан, которые хотят легально заниматься предпринимательством, но при этом не регистрировать ИП(или ООО). Им достаточно подать заявление.

К таким видам относятся следующие три вида деятельности:

  • По присмотру и уходу за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающемся в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации;
  • По уборке жилых помещений и ведению домашнего хозяйства;
  • По репетиторству;
  • Иные виды услуг, установленные законом субъекта Российской Федерации.

1 июня 2018 года начинает работу интерактивный сервис ФНС России «Прозрачный бизнес», предоставляющий возможность просмотра размещаемых об организации сведений.

Режим налоговой тайны снят в отношении следующих сведений, подлежащих размещению в сервисе и на официальном сайте ФНС России в форме открытых данных:

  • о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам (по каждому налогу и сбору);
  • о налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение);
  • о специальных налоговых режимах, применяемых организацией;
  • об участии организации в консолидированной группе налогоплательщиков;
  • о среднесписочной численности работников организации;
  • об уплаченных организацией в предшествующем календарном году суммах налогов и сборов (по каждому налогу и сбору, по страховым взносам) без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом, о суммах страховых взносов;
  • о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Раскрытие сведений, указанных в пункте 1.1 ст.102 Налогового кодекса РФ, предусмотрено Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 134ФЗ «О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации». Пятая задача: расширение доступа к недвижимости и инфраструктуре электросетевого и газового хозяйства. По данным статистики Минэкономразвития РФ в 2007 г. отклонено около 60% заявок субъектов малого бизнеса. Генеральная прокуратура в 2009 г. выявила 54,2 тыс. нарушений законных прав предпринимателей, в том числе при аренде государственного и муниципального имущества.

Правительством РФ было снижена оплата за технологическое присоединение к электросетям и подписано постановление о совершенствовании порядка подключения, так при подключении к мощности до100киловаттразрешено внести аванс в размере5% от требуемой суммы. Оставшееся 95 % можно выплачивать в течение 3 лет без процентов. Печальная ситуация наблюдается с реализацией инициативы льготной приватизации для добросовестных предпринимателей, которые арендовали муниципальное имущество до момента реализации его более трех лет, и им предоставления первоочередного права выкупа муниципальные площади.

Надлежащие региональные нормативные акты, конкретизирующие положения федерального законодательства, приняты всего лишь 62 субъектах РФ из 85, а в 36 из них наблюдается при этом ненадлежащее их исполнение. Однако принятые инициативы на федеральном уровне при реализации встречает серьезное сопротивление со стороны местных властей. Местные власти создают всевозможные ограничения на местах, за место того чтобы содействовать льготной приватизации, занимаясь бизнесом, сдавая собственность в аренду.

Шестая задача: обеспечение доступности в финансирование предпринимательской деятельности на начальных стадиях развития. По данным опросов около половины начинающих предпринимателей отмечают это как самую важную проблему. Для улучшения ситуации по данному вопросу была изменена сумма финансовой поддержки малого бизнеса с ранее заявленных 30 млрд р до 40 млрд р. Эти средства финансируются кредитными организациями и юридическими лицами через ОАО «Российский банк развития» (далее ОАО «РосБР»). Источниками такой поддержки региональных банков на цели кредитования стали: средства Внешэкономбанка; средства федерального бюджета для МСБ, а также кредиты и займы РосБР, которые были привлеченные как на внутреннем, так и внешних рынках.

На 1 мая 2010 г. поддержка оказывается в 78 субъектах страны, общее количество партнеров (банки и организации инфраструктуры), участвующих в программе, составило 117 банков и 61 организация инфраструктуры, с партнерами заключены договоры на общую сумму порядка 44 млрд р. (из них с банками-партнерами — 35 млрд р., организациями инфраструктуры — 9 млрд р.). Произведено продукции и оказано услуг на сумму более 165 млрд р. Сохранено почти 108 тыс. рабочих мест. Уплачено налогов в бюджеты различного уровня на сумму около 10 млрд р.

На 2017 г. в рамках создания многофункциональных центров для бизнеса из федерального бюджета профинансированы 16 регионов, планируется создание 166 окон МФЦ для бизнеса и оказание более 218 тысяч услуг и мер поддержки не менее 13 тысяч предпринимателям. МФЦ для бизнеса организуются в местах, характеризующихся высокой предпринимательской активностью, что позволит им стать дополнительной точкой доступа к услугам и мерам поддержки. Минэкономразвития нацелено на доведение доли субъектов МСП, использующих механизм получения услуг по принципу «одного окна», до 7% в 2018 году.

На поддержку монопрофильных муниципальных программ выделены средства 48 субъектам РФ, за счет которых планируется оказать поддержку более 150 моногородам, создать не менее 1600 рабочих мест.

Одобрены сметы по финансированию 11 центров инноваций социальной сферы, в результате работы которых ожидается 6792 консультаций и мероприятий для 683 субъектов соцпредпринимательства, реализация 304 социальных проектов, а также создание 143 рабочих мест. Кроме того, в 2017 году профинансированы 64 центра поддержки предпринимательства, 4 центра народно-художественного промысла. В Минэкономразвития России рассмотрели заявки регионов на предоставление субсидий на поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, а также на реализацию мероприятий по поддержке молодежного предпринимательства.

Средства федерального бюджета распределяются в виде субсидий региональным бюджетам при условии софинансирования расходных обязательств. Объем финансирования из федерального бюджета в 2018 году составляет 5,017 млрд. рублей.

В рамках программы предусмотрен комплекс мер, включающий более 20 приоритетных мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей в финансовых, имущественных, информационных ресурсах субъектов предпринимательской. Особенностью программы является “капитализация” ее средств: за период существования более 84,4 млрд. рублей направлено на оказание регулярной поддержки субъектам МСП.

Речь идет о созданных региональных гарантийных и микрофинансовых организациях, бизнес-инкубаторах, промышленных парках, технопарках, организациях инновационно-производственной инфраструктуры, центров инноваций социальной сферы, центров поддержки экспорта. На созданные объекты инфраструктуры опираются в своей деятельности АО “Корпорация МСП”, АО “МСП Банк”, АО “РЭЦ”. Это позволяет достигать дополнительного положительного эффекта в части увеличения объемов поддержки, оказываемой субъектам МСП. Седьмая задача: оказание поддержки в реализации программ развития малого бизнеса, которые запускаются общественными организациями предпринимателей. На данный момент система защиты интересов малых предпринимателей функционирует.

В нее входят:

  • ТПП РФ (более 170 территориальных торгово-промышленных палат;
  • около 250 сформировавшихся на федеральном и более 300 — на региональном уровне отраслевых объединений предпринимателей;
  • создано более 30 комитетов ТПП РФ по различным направлениям деятельности и отраслям предпринимательства и 800 комитетов, советов, комиссий и других общественных формирований, созданных территориальными палатами;
  • в 2002году создана Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» (в 2018 году российское общественное объединение, включающее около 450 тысяч предпринимателей и иных граждан, 80 региональных отделений, объединяющее более 100 отраслевых союзов, ассоциаций и гильдий, которые создают более 5млн рабочих мест).

В 2001 году создана «Деловая Россия», в 2018году она уже объединяет более 3 тыс. предпринимателей, работающих в несырьевом секторе экономики, общая численность сотрудников на предприятиях «Деловой России» – почти 1 млн человек, а суммарная годовая выручка предприятий превышает 2 трлн руб. (организация представлена в 78 субъектах РФ и включает в себя около 50 комитетов). Но, к сожалению, в наших регионах при наличии огромного количества представительств данных общественных некоммерческих организаций общественная инициатива находится на низком уровне.

Восьмая задача: увеличение государственной финансовой программы поддержки малого и среднего предпринимательства и др. Государство поддерживает начинающих предпринимателей по следующим направлениям. Подпрограммой содействия малому предпринимательству и самозанятости безработных. В 2009 г. на деньги, выделенные первым, 127,6 тыс. чел. для организации собственного дела, получили в виде годового пособия по безработице по 58,8 тыс. р. В рамках госпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» в 2017 году 82 субъектам РФ выделено в общей сумме 7,5 млрд руб. Эти деньги будут направлены не только на финансовую поддержку предпринимателей, но и на содействие развитию молодежных проектов, организацию предоставления услуг, связанных с поддержкой бизнеса, по принципу одного окна.

В 2017 году на особую поддержку государства могут рассчитывать начинающие фермеры. Размер гранта в рамках программы «Поддержка начинающих фермеров» может достигать до 3 млн руб. Также в этом году до 30 млн руб. вырастут суммы грантов на развитие семейных животноводческих ферм. Кроме того, Министерство сельского хозяйства собирается упростить получение фермерскими хозяйствами кредитов до 3 млн руб. По предварительной информации Министерства экономического развития нашей страны, на всю программу 2017 года было выделено только 11 миллиардов рублей, тогда как в 2014 году данная сумма составляла более 20 миллиардов, а в 2015 – без малого 17 миллиардов рублей.

Данные средства поделены между всеми субъектами России на основе проведенных конкурсных процедур. В связи с ощутимым сокращением поддержки, регионам страны придется самостоятельно определиться с приоритетными для финансирования направлениями предпринимательской деятельности. Выдача грантов начинающим предпринимателям на запуск собственного бизнеса.

В приказ по министерству был определен порядок и условия предоставления грантов с лимитом не более 300 тыс. р. на одного получателя. При этом уровень софинансирования из регионального бюджета должен составлять не менее 50 % и доходить 80 %. Общий объем федерального финансирования в виде субсидий субъектам РФ на гранты для создания собственного дела, составил 1 млрд 653,7 млн р.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)