Прекращение предпринимательских организаций

Первые экономические реформы, которые осуществлялись в нашей стране в 90е годы в условиях хаоса, неопределенности и беззакония. Последствия этого тотальный кризис в деятельности предпринимательских организаций и их банкротство. Хотя и при обычной (без кризисов и банкротств) предпринимательской деятельности происходит также и реорганизация, и ликвидация предпринимательских структур.

Все процессы, происходящие в предпринимательстве регулируются соответствующими законодательными актами. Формы ликвидации предпринимательских организаций. Реорганизация предпринимательских организаций. Ликвидация предпринимательской организации как юридического лица может быть как в добровольном форме, так и в принудительном порядке. Ликвидация организации как юридического лица влечет ее прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

В соответствии со статьей 61 ГК РФ ликвидация юридического лица может быть осуществлена:

  • по решению его учредителей (участников)либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;
  • по решению суда в связи с допущенным при его создании грубых нарушений закона, если это нарушения носят неустранимый характер, либо осуществлением деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Реорганизация это изменение юридического лица, при котором все права и обязанности или их часть переходят к другому юридическому лицу, образованному в процессе реорганизации. Реорганизация предпринимательских структур бывает добровольная и принудительная.

Добровольно реорганизация предпринимательской фирмы может быть осуществлена по следующим основаниям:

  • по решению либо ее учредителей (участников), либо органа данного субъекта бизнеса, уполномоченного на такие действия учредительными документами фирмы;
  • с согласия уполномоченных государственных органов;
  • это применяется обычно в целях ограничения использования субъектами предпринимательского бизнеса конкурентных стратегий монополизации и интеграции для обеспечения доминирования на рынке;
  • может осуществляться по решению некоторых органов государственной власти и управления;
  • таким правом обладают Государственная дума и Правительство Российской Федерации в отношении производственных объединений, созданных двумя или более государственными предприятиями;
  • четвертый вариант это по решению суда;
  • например, если организация не прошла реорганизацию в срок, установленный органом государственного управления, суд имеет право назначить на фирму внешнего управляющего, который и осуществит все необходимые процедуры.

Гражданский кодекс Российской Федерации содержит специальные нормы, определяющие порядок добровольного преобразования хозяйственных товариществ и обществ. Так производственный кооператив может быть добровольно реорганизован, если принято единогласное решение общего собрания его членов в хозяйственное товарищество или общество. Общество с ограниченной ответственностью добровольно может быть реорганизовано по единогласному решению его участников в акционерное общество или кооператив. И наоборот акционерное общество может быть добровольно реорганизовано по решению общего собрания акционеров в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив.

Принудительная реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения осуществляется в случае, установленных законом, по решению уполномоченных государственных органов.

Реорганизация юридического лица может быть осуществлена в следующих формах: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. Она проводится по решению ее учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (рис. 7).

Прекращение предпринимательских организаций

После реорганизации, в основном ликвидируются одни и образуются другие юридические лица (п. 4 ст. 57 ГК РФ, ст. 16 Федерального закона от 08.08.2001 N 129ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). В результате реорганизации права и обязанности организаций, прекративших свое существование, переходят к организациям, которые являются их правопреемниками.

В соответствии со статьями 58 и 59 ГК РФ передача прав и обязанностей осуществляется на основании передаточного акта или разделительного баланса. Правопреемство включает помимо гражданских обязанностей и налоговые обязательности. После реорганизации юридического лица правопреемник должен исполнить обязанности последнего по уплате сборов, налогов, пени и штрафов (п. п. 1, 2 ст. 50 НК РФ). При этом реорганизация юридического лица не может изменить сроки исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) в соответствии с п. 3 ст. 50 НК РФ.

Слияние – это возникновение новой организации путем передачи ей всех прав и обязанностей двух или нескольких других организаций с прекращением деятельности последних. Для осуществления процесса слияния заключается договор о слияние между организациями, участвующими в слиянии, в котором прописываются порядок и условия его заключения.

Присоединение – это прекращение деятельности одной или нескольких организаций с передачей всех их прав и обязанностей другой организации. Передача происходит посредством передаточного акта.

Разделением организации признается прекращение ее деятельности с последующей передачей ее всех прав и обязанностей вновь создаваемой организации. При этом все права и обязанности переходят к вновь созданной организации в соответствии с разделительным балансом. Выделение – это создание одной или нескольких организаций с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемой организации без прекращения деятельности последней. При выделении из состава организации новой организации (или нескольких организаций) часть ее прав и обязанностей переходят к вновь создаваемым организациям в соответствии с разделительным балансом.

Под преобразованием юридического лица понимается преобразование организации одной организационно-правовой формы в другую в соответствии с положениями ГК РФ и федеральными законами об отдельных организационно-правовых формах юридических лиц. В течение десяти дней после государственной перерегистрации реорганизованные структуры обязаны стать на учет в налоговом органе.

Юридическое лицо признается реорганизованным (за исключением случаев реорганизации в форме присоединения) с момента государственной регистрации вновь созданных юридических лиц. То есть, при присоединение одного юридического лица к другому первое считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Согласно ГК РФ и федеральным законам об отдельных организационно-правовых формах юридических лиц при реорганизации юридических лиц устанавливается правопреемство вновь возникших юридических лиц. Так в соответствии со ст. 129 ГКРФ при правопреемстве возникающим при реорганизации юридических лицо объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, но при условии, что они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.

Правопреемство включает не только обязательства, но и иные имущественные и неимущественные права реорганизуемых юридических лиц. При этом сохраняют силу правила и необходимость регистрации соответствующих прав на имя правообладателя, а также переходят права и обязанности, которые не признаются или оспариваются сторонами. Также составляются передаточный акт и разделительный баланс, в которых должно быть указаны положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, в том числе обязательства оспариваемые сторонами.

Эти документы утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, а затем подают вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц. При осуществление процесса реорганизации юридического лица также должны быть защищены интересы (права) кредиторов, поэтому учредители (участники) юридического лица (или орган), принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны проинформировать в письменном виде кредиторов реорганизуемого юридического лица.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)