Государства дальнего зарубежья

Франция имеет преимущественно равнинный рельеф. Гидрографическая сеть страны довольно густая, а водные ресурсы относительно сбалансированы. В условиях отсутствия ледостава и соединения каналами еще с XVIII в. важнейших речных бассейнов в единое целое водная система Франции широко используется для судоходства.

Почти все 200 крупных французских рек в какой-либо части судоходны. Но крупных озер во Франции не так много, как в Великобритании, и находятся они на окраине страны – озера французских Альп, включая и международное Женевское озеро. Ледники Франции занесены в уже составленный каталог ледников.

До второй мировой войны загрязнение вод носило местный характер, но уже в ту пору водоемы страдали от эвтрофикации, возникшей в результате стока неочищенных вод городского хозяйства, ферм и смыва удобрений. Увеличение населения столицы и других крупных городов заставило Департамент реки Сены еще в 1928 г. принять Генеральную программу по переработке сточных вод, согласно которой были созданы загородные станции по очистке бытовых стоков Парижа.

Большую обеспокоенность вызвало возрастание эродированных районов из-за уничтожения лесов и живых изгородей. Во второй половине XX в. Лесной кодекс запрещает рубку и уничтожение леса даже на частных землях, если он крепит пески и охраняет почвы и воды. Между тем ряд приводных земель и самих акваторий оказался включенным в сеть особо охраняемых территорий.

Важной вехой было установление в 1976 г. за 10-километровым участком русла реки Гаронны статуса природного резервата. Режим резерватов распространяется на низовья реки Роны и озеро Люитель. Предусмотренные Сельскохозяйственным кодексом охотничьи и рыболовные резерваты вполне могут включать в себя земельные площади, сопряженные с водными объектами. Однако подобная частичная охрана водных объектов не всегда была эффективной.

В последние десятилетия во Франции интенсивно развивалось экологическое законодательство. Этому в значительной мере способствовала государственная программа 1970 г. по охране окружающей среды. В многочисленных законах и декретах прослеживается вопрос защиты почв и вод под угрозой наказания.

Французский закон исходит из принципа “загрязнитель платит”, что в целом схоже с другими европейскими странами. Само водное право Франции достаточно динамично, по водным ресурсам был принят целый ряд законов.

Долгое время управление водными ресурсами Франции, как и некоторых других европейских стран, находилось  в компетенции различных ведомств с учетом основных видов водопользования. Питьевое водоснабжение и водоотведение бытовых сточных вод находилось в ведении 36 тыс. муниципалитетов, привлекающих частные компании.

Закон о воде 1964 г. создал более гибкую систему управления водным хозяйством, основанную на привлечении всех участников водохозяйственного комплекса к разработке и реализации водной политики для общего блага.

Представительными органами являются национальные водные комитеты Франции и шесть комитетов по основным водным бассейнам, при которых имеются агентства – государственные органы, основанные на самофинансировании.

В гидрографических границах устанавливались размеры платежей за водопотребление и загрязнение, что не увязывалось с конституционными положениями о налогообложении. Исследовалось состояние водных ресурсов и реализовывались программы восстановления водоемов.

Однако далеко не все в водном хозяйстве и водном праве Франции было благополучно. В начале 90-х гг. во Франции лишь одна треть используемой воды проходила очистку на водоочистных сооружениях, а в Швеции в то же время – до 90%.

Даже при относительно жесткой системе управления в целом французское водное законодательство оказалось довольно разобщенным, наибольшее внимание законодателя уделялось такому обособленному виду водопользования, как рыбная ловля. Но в этом узком направлении успехи были достигнуты не сразу: только к началу XXI в. удалось вернуть в реку лосося

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)