Государства дальнего зарубежья
Франция имеет преимущественно равнинный рельеф. Гидрографическая сеть страны довольно густая, а водные ресурсы относительно сбалансированы. В условиях отсутствия ледостава и соединения каналами еще с XVIII в. важнейших речных бассейнов в единое целое водная система Франции широко используется для судоходства.
До второй мировой войны загрязнение вод носило местный характер, но уже в ту пору водоемы страдали от эвтрофикации, возникшей в результате стока неочищенных вод городского хозяйства, ферм и смыва удобрений. Увеличение населения столицы и других крупных городов заставило Департамент реки Сены еще в 1928 г. принять Генеральную программу по переработке сточных вод, согласно которой были созданы загородные станции по очистке бытовых стоков Парижа.
Большую обеспокоенность вызвало возрастание эродированных районов из-за уничтожения лесов и живых изгородей. Во второй половине XX в. Лесной кодекс запрещает рубку и уничтожение леса даже на частных землях, если он крепит пески и охраняет почвы и воды. Между тем ряд приводных земель и самих акваторий оказался включенным в сеть особо охраняемых территорий.
Важной вехой было установление в 1976 г. за 10-километровым участком русла реки Гаронны статуса природного резервата. Режим резерватов распространяется на низовья реки Роны и озеро Люитель. Предусмотренные Сельскохозяйственным кодексом охотничьи и рыболовные резерваты вполне могут включать в себя земельные площади, сопряженные с водными объектами. Однако подобная частичная охрана водных объектов не всегда была эффективной.
В последние десятилетия во Франции интенсивно развивалось экологическое законодательство. Этому в значительной мере способствовала государственная программа 1970 г. по охране окружающей среды. В многочисленных законах и декретах прослеживается вопрос защиты почв и вод под угрозой наказания.
Французский закон исходит из принципа “загрязнитель платит”, что в целом схоже с другими европейскими странами. Само водное право Франции достаточно динамично, по водным ресурсам был принят целый ряд законов.
Долгое время управление водными ресурсами Франции, как и некоторых других европейских стран, находилось в компетенции различных ведомств с учетом основных видов водопользования. Питьевое водоснабжение и водоотведение бытовых сточных вод находилось в ведении 36 тыс. муниципалитетов, привлекающих частные компании.
Закон о воде 1964 г. создал более гибкую систему управления водным хозяйством, основанную на привлечении всех участников водохозяйственного комплекса к разработке и реализации водной политики для общего блага.
Представительными органами являются национальные водные комитеты Франции и шесть комитетов по основным водным бассейнам, при которых имеются агентства – государственные органы, основанные на самофинансировании.
В гидрографических границах устанавливались размеры платежей за водопотребление и загрязнение, что не увязывалось с конституционными положениями о налогообложении. Исследовалось состояние водных ресурсов и реализовывались программы восстановления водоемов.
Однако далеко не все в водном хозяйстве и водном праве Франции было благополучно. В начале 90-х гг. во Франции лишь одна треть используемой воды проходила очистку на водоочистных сооружениях, а в Швеции в то же время – до 90%.
Даже при относительно жесткой системе управления в целом французское водное законодательство оказалось довольно разобщенным, наибольшее внимание законодателя уделялось такому обособленному виду водопользования, как рыбная ловля. Но в этом узком направлении успехи были достигнуты не сразу: только к началу XXI в. удалось вернуть в реку лосося
- Балтия: воды и законодательство
- Болота: осушение и реабилитация
- Статус и проблемы водоохранных и береговых зон
- Правовой институт земель водного фонда по законодательству стран СНГ
- Международное речное право стран СНГ
- Соотношение водного законодательства стран СНГ с другими отраслями права
- Новое водное законодательство государств СНГ
- Государства СНГ и Балтии
- Дисциплинарная ответственность
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу