Функционально-ролевые следствия идеи сопровождения

Психолог, работающий в русле данной модели, получает возможность профессионально определиться в отношении всех участников школьной системы отношений, построить с ними успешные взаимоотношения.

Выражаясь традиционным язы­ком, психолог получает представление о том, кто является и кто не является объектом его практической деятельности.

Прав­да, в рамках нашего подхода более уместно было бы говорить, скажем, о клиенте школьной психологической практики. В качестве клиента школьного психолога высту­пают либо конкретный школьник, либо группа школьников.

Что касается взрослых участников учебно-воспитательного процесса — педагогов, администрации, освобожденных воспи­тателей, родителей, — они рассматриваются нами как субъ­екты сопровождения, участвующие в этом  процессе вместе с психологом на принципах сотрудничества, личной и профессиональной ответственности.

Мы рассматриваем пси­холога как часть школьной системы обучения и воспитания детей. Наряду с ним, ребенка по пути развития ведут специа­листы разных гуманитарных профессий (педагоги, медицинс­кие работники, социальные педагоги и воспитатели, социаль­ные работники) и, конечно, его родители.

В решении проблем конкретного школьника или при определении оптимальных условий его обучения и развития все заинтересованные взрос­лые совместно разрабатывают единый подход, единую страте­гию психолого-педагогического сопровождения.

Клиентская позиция педагога или родителя в отношени­ях со школьным психологом не только не продуктивна с точки зрения результатов работы с ребенком, но и вредна для обоих участников неравноправного общения.

Психолога она ставит в позицию Всешкольного Психотерапевта, лишая его важнейших средств помощи (часто такая помощь невоз­можна без активного участия родителей и учителей).

Прак­тика показывает, что закономерным финалом такого типа отношений является устойчивая клиентская позиция само­го школьного психолога, которая позволяет ему сбросить хотя бы часть непомерного груза разнообразных школьных обязанностей.

Психолог начинает жаловаться на непонимание, отсут­ствие поддержки, у него «опускаются руки» перед тем объ­емом разнообразных функций, которые на него постепенно перекладываются.

Психолог обвиняет учителей в пассив­ности, незаинтересованности в психическом благополучии детей, родителей — в равнодушии и отстраненности, ад­министрацию — в неспособности воспользоваться его профес­сиональным потенциалом.

Внутренне он начинает ощущать себя одиноким в школе. С этим ощущением обиды и непонятости многие специалисты и уходят из школы, из системы образования вообще…

Не менее унизительно и опасно такое положение для пе­дагога. Педагог, перекладывая свои обязанности на психо­лога, перепоручая ему свой «педагогический брак», действи­тельно теряет свое доминирующее положение в школьной системе.

Вместе с ним он теряет и ощущение своей нужнос­ти, теряет тот уникальный контакт с детьми, те неося­заемые нити влияния, которые в большинстве своем и со­ставляют психологическую привлекательность его профес­сии.

Педагог становится функционером в школе — позиция непродуктивная и не приносящая удовлетворения.

Мы хорошо понимаем, что именно педагог был, есть и будет основной школьной фигурой, основным проводником разнообразных воздействий и вли­яний на школьников, важнейшим гарантом их интеллектуального и личностного роста в школь­ной среде.

Психолог справится со своей сложной професси­ональной задачей только в том случае, если сможет наладить с педагогами школы прочный профессиональный контакт, ис­тинное сотрудничество, позволяющее создавать детям комфор­тные и продуктивные учебные и развивающие условия.

Сопровождение как центральный теоретический принцип позволяет также определиться в проблеме профессиональных обязанностей и «табу» школьного психолога. Прежде всего, сфера деятельности специалиста ограничивается (а лучше ска­зать обрамляется) системой внутришкольных отношений и вза­имодействий ребенка и подростка.

Семья  проявляется как сфера профессиональной деятельности психолога только в связи со школьными проблемами ребенка, и чаще всего она пред­ставлена лишь одним своим аспектом: детско-родительскими отношениями. Н

епосредственной сферой деятельности психо­лога не могут являться различные формы диагностики общих или специальных способностей детей, если только это не пред­усмотрено логикой учебно-воспитательной работы данной шко­лы.

То же, на наш взгляд, относится к профессионально ори­ентированной диагностике, профориентационной работе вооб­ще. Речь идет не о том, что такая деятельность должна быть исключена из школьной психологической практики — она до­лжна специально оговариваться в контракте психолога и (или) дополнительно оплачиваться.

Определенные ограничения существуют и в направлениях работы с педагогами и педагогическим коллективом.

Речь идет о решении проблем, непосредственно не связанных со школь­никами, их обучением и воспитанием. Например, решение лич­ных социально-психологических проблем педагогов и проведе­ние групповой тренинговой работы с педагогическим коллек­тивом.

Ведение такой работы непосредственно школьным психологом связано с серьезными этическими проблемами, может приводить к возникновению конфликтных ситуаций.

Отметим также возможность более четко поставить вопрос об оценке эффективности деятельности школьного психо­лога.

Мы считаем, что успешность профессиональных дейст­вий психолога в школе в большинстве случаев не может на­прямую измеряться в каких-либо единицах реальных измене­ний в поведении или обучении школьника.

Мы стремимся оградить психолога от попыток таким образом оценивать эф­фективность его профессиональных шагов и методов работы и определяем в качестве цели   его практической деятельности психологическое  сопровождение школьников.

Сопровождение же представля­ет собой деятельность, направленную на со­здание сие темы социально-психологических целое и и. способствующих успешному обучению и  развитию каждого ребенка  в  конкрет­ной школьной среде.

Соответственно, деятельность психолога в рамках сопро­вождения предполагает:

  • осуществляемый совместно с педагогами анализ школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития;
  • определение психологических критериев эффективного обучения и развития школьников;
  • разработку и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития школьников;
  • приведение этих создаваемых условий в некоторую систему постоянной работы, дающую максимальный
    результат.

По этим параметрам и нужно оценивать эффективность деятельности школьного психолога. Сами создаваемые усло­вия могут далеко не сразу привести к реальным изменениям, а на состоянии поведения или обучения отдельных учеников не сказаться вообще. Нам кажется, что такие случаи сами по себе не могут рассматриваться как результат недостаточной психологической работы.

Обсуждая некоторые важнейшие принципы, которые мы закладываем в понятие сопровождения, мы назвали в том числе и ориентацию на предоставление школьникам возмож­ности самостоятельных личностных выборов.

При всей своей кажущейся абстрактности этот гуманистический принцип имеет конкретный технологических смысл.

Задача психоло­га — создать такие условия, в которых ребенок смог бы увидеть, пережить, примерить на себя различные вариан­ты поведения, решения своих проблем, различные пути са­мореализации и утверждения себя в мире.

Показать аль­тернативные пути и научить ими пользоваться — в этом смысл профессиональной сопровождающей деятельности школьного психолога.

Воспользуется ли ребенок этим но­вым знанием, применит ли его в жизни, зависит от него. От него и от его родителей, если они все еще несут основную ответственность за его жизнь.

Таким образом, сопровождение представляется нам чрез­вычайно перспективным теоретическим принципом и с точки зрения осмысления целей и задач школьной психологической практики, и с точки зрения разработки конкретной модели деятельности психолога, которая может быть внедрена и ус­пешно реализована не в единичном авторском исполнении, а как массовая технология работы. Мы постараемся показать это в нашей работе.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)