Функции образовательного права

Образовательное право – отрасль права, регулирующая образовательные отношения или отношения по поводу обучения и воспитания.

Функции образовательного права – основные направления его деятельности, сформулированные словесно или в числовом выражении. Они характеризуются в специфическом соотношении нормы права и общественного отношения, в том числе и в поведении человека. Образовательное право выполняет как общие функции, присущие всем отраслям права, так и специальные.

Главная функция образовательного законодательства состоит в развитии личности, основанном на обучении и воспитании. Кроме главной, образовательное законодательство выполняет и ряд других функций, отражающих интересы участников образовательных отношений, а также общества и государства.

Основная функция — обеспечить получение каждым гражданином необходимого (минимального) уровня образования, который позволит удовлетворять потребности человека, экономики, системы государственного управления, науки, социальной деятельности государства в квалифицированных специалистах, способных не только справиться с поставленными задачами, но и совершенствовать сферу своей деятельности. В XXI в. это высшее образование.

Функция непрерывного образования — обеспечивает непрерывное образование для всех граждан государства. Научно-технический прогресс приводит к систематическому появлению новых специальностей и отмиранию устаревших. Он сопровождается высвобождением человека из процесса производства и заменой его автоматами. Отказ от устаревших видов деятельности, постоянное обновление техники требуют перманентной переквалификации специалистов и роста уровня их образования. Непрерывное образование признано во всем мире как мощное средство, направленное на обогащение личности в культурном, профессиональном и этическом смыслах.

Следующая функция образовательного законодательства – всестороннее развитие человека. Она реализуется в первую очередь с помощью общего (школьного) образования, которое способствует формированию интеллекта. На его основе человек самостоятельно расширяет горизонты знаний, развивает способности к последующей учебе.

Эстетическая подготовка позволяет человеку познавать красоту мира и создавать прекрасное. Этическое воспитание формирует личность в двух направлениях: индивидуальном и общественном. Оно позволяет человеку осознать себя, познать мир добра и зла.

Правовое воспитание дает человеку возможность полнее осознать: свое место в изменяющемся мире, в государстве, обществе, муниципальной общине, трудовом коллективе, семье; меру своих прав, свобод, законных интересов и ответственности.

Еще одна функция – техническое и профессиональное образование. У каждого человека есть право на этот тип образования. Его реализация представляет определенные трудности, т. к. быстрый прогресс техники и промышленности требует постоянного обновления этого типа образования. Техническое и профессиональное образование понимаются как: а) составная часть общего образования; б) средство подготовки к профессиональной деятельности; в) аспект продолжающегося образования.

Такое образование имеет большое значение. Оно содействует:

  • достижению целей общества в плане более широкой демократизации и социального, культурного и экономического прогресса;
  • развитию потенциальных способностей отдельных лиц для активного участия в установлении и осуществлении этих целей;
  • критическому отношению к социальным, политическим последствиям научного и технического прогресса;
  • доступу к другим видам и областям образования на всех его уровнях;
  • переходу из одной области технического и профессионального образования в другую.

Техническое и профессиональное образование позволяет достигнуть глобальной цели – развития людей и общества. Удовлетворяя индивидуальные потребности человека, техническое и профессиональное образование:

а) способствует гармоничному развитию личности и характера, развивает высокие духовные и человеческие качества, способность понимания, суждения, критического осмысления и самовыражения;

б) подготавливает человека к тому, чтобы он учился непрерывно, развивая необходимые умственные способности, практическое мастерство и взгляды;

в) развивает способности к принятию решений и качества, необходимые для активного участия, работы в коллективе и руководства в работе и в обществе.

Кроме перечисленных, образовательное право выполняет также следующие функции развития:

  • частного и семейного образования;
  • рынка образовательных услуг;
  • индивидуального предпринимательства в образовании в целях получения дохода.

Особые функции выполняет каждая подотрасль образования: дошкольное, общее, профессиональное, дополнительное, специальное.

Социологи считают, что система образования призвана:

  • отбирать людей в соответствии с их способностями и давать им соответствующую квалификацию;
  • поддерживать приблизительное соответствие между интеллектом и успехами;
  • быть средством, которое гарантирует самым способным людям получение самой ответственной и высокооплачиваемой работы.

Называют следующие функции образования:

  1. экономическую. Главная задача образования заключается в том, чтобы подготовить работников, необходимых для господствующей системы производства и уровня технологии, требуемого обществом, т. е. школа сортирует детей по способностям на будущих квалифицированных и неквалифицированных работников;
  2. социального отбора. В обществе существуют способы распределения ресурсов согласно системе социальной стратификации, социальных различий, при которых группы людей выстраиваются иерархически вдоль определенной шкалы неравенства, т. е. разницы доходов, состояний, власти, престижа, возраста, какой-нибудь другой характеристики. Социологи обычно выделяют три типа социального расслоения: кастовое, классовое, социальное. Такие ресурсы, как богатство, недвижимость, власть, мастерство специалистов, распределяются членами различных общественных слоев, в том числе с помощью системы образования;
  3. политическую (способность образования изменить общество). Попытки добиться через систему образования политических целей не всегда успешны. Некоторые исследователи утверждают, что они предпринимаются лишь с целью создать впечатление, будто что-то делается. Политическая функция осуществляется правительственной политикой в области образования. Учителя являются людьми, ответственными за ее проведение в жизнь;
  4. социального контроля. Она состоит в том, что образование является средством поддержания социально приемлемых норм и ценностей.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)