Формы проявления правосознания

  • Правовая идеология, правовые доктрины, понятия и принципы.
  • Правовая психология: чувства, настроения, переживания людьми правовых явлений.
  • Индивидуальные знания о праве – уровень знаний каждой отдельной личности.
  • Личностные особенности сознания: ценности индивида, система убеждений, личный опыт, используя который человек оценивает правовые явления.
  • Субъективная воля индивида – способность человека на основании ценностей, знаний и чувств принимать решения (правомерные или неправомерные).

Степень научной разработанности идеи правосознания

Фундаментальная проблема правосознания является онтологической и гносеологической. Основы теории правосознания были заложены в трудах российских дореволюционных ученых, таких как И. Д. Беляев, И. А. Ильин, Н. М. Коркунов, В. Н. Лешков, П. И. Новгородцев, Л. И. Петражицкий, Е. И. Трубецкой, Г. Ф. Шершеневич и др.

Основные идеи правосознания изложили в своих трудах 280 ученых разных стран, которые в той или иной степени касались проблемы правосознания: Е. В. Аграновская, Т. В. Адорно, Н. Н. Алексеев, С. С. Алексеев, А. П. Альбов, И. Анденес, Э. Аннерс, X. Арендт, Аристотель, В. М. Артемов, П. Е. Астафьев, А. С. Ахиезер, Р. С. Байниязов, В. М. Баранов, П. П. Баранов, Ю. Я. Баскин, Л. М. Баткин, В. А. Бачинин, Н. А. Бердяев, Ж.Л. Бержель, И. Берлин, В. В. Бибихин, B. C. Библер, И. Ю. Богдановская, А. Г. Боннер, С. Б. Борисов, Г. Борман, Э. Бранкенбург, В. С. Бреднева, М. В. Бурова, A. M. Бушуев, Д. Бэкхерст, A. Валицкий, Г. Вальденберг, Б. Вальденфельс, A. M. Васильев, Л. С. Васильев, М. Вебер, A. M. Величко, А. Б. Венгеров, Н. В. Витрук, Н. Н. Вопленко, Г. Х. фон Вригт, К. С. Гаджиев, Г. В.Ф. Гегель, А. Герлох, Ф. П. Гиренок, И. А. Гобозов, С. И. Голенков, B. В. Головченко, Н. А. Горбаток, Н. Л. Гранат, Л. Г. Гринберг, А. В. Грошев, И. Грязин, Т. В. Губаева, Р. Давид, А. И. Демидов, О. Г. Дробницкий, Г. Еллинек, С. А. Емельянов, Ю. Г. Ершов, Ю. Н. Жданов, В. П. Желтова, В. Е. Жеребкин, Н. И. Жуков, Х. Й. Зандюолер, Г. Зиммель, А. А. Зиновьев, В. Д. Зорькин, A. А. Ивин, Ю. В. Ивлев, А. Игнатов, И. А. Ильин, И. А. Исаев, К. Д. Кавелин, В. В. Казарезов, Р. А. Каламкерян, В. И. Каминская, И. Кант, В. К. Кантор, К. М. Кантор, Б. Г. Капустин, Н. В. Карлов, И. И. Карпец, Н. М. Кейзеров, Д. А. Керимов, А. И. Кирпичников, Г. Кленнер, П. Козловски, А. А. Коник, А. В. Корнев, Н. Ф. Котляр, В. А. Красильщиков, Н. А. Крашенинникова, С. Б. Крымский, B. Н. Кудрявцев, Э. В. Кузнецов, В. И. Кычанов, Б. М. Лазарев, Л. И. Лазебный, Н. И. Лапин, Э. Х. Леви, Г. Д. Левин, И. Б. Левин, О. Э. Лейст, В. А. Лефевр, А. Л. Ликас, В. А. Лимонов, А. Ф. Лосев, Н. О. Лосский, Ю. М. Лотман, Е. А. Лукашева, В. О. Лучин, Д. С. Львов, В. П. Малахов, Н. С. Малеин, И. П. Малинова, Г. В. Мальцев, М. К. Мамардашвили, Э. С. Маркарян, К. Маркс, Г. Маркузе, А. К. Марышев, О. Н. Мигущенко, П. Н. Милюков, И. В. Михайловский, Л. А. Морозова, Л. Д. Мостовщиков, К. Муздыбаев, В. И. Мурашов, Г. И. Муромцев, А. В. Мурунова, Е. А. Наклеушев, В. И. Наумов, И. Д. Невважай, Н. Неновски, B. C. Нерсесянц, П. И. Новгородцев, А. И. Новиков, К. Е. Новиков, А. В. Оболонский, З. Л. Овчинникова, В. А. Ойгензихт, В. В. Оксамытный, И. Д. Осипов, Г. С. Остроумов, Т. Парсонс, X. Патнэм, Ю. А. Пермяков, А. В. Перцев, Л. И. Петражицкий, Л. В. Петрова, Ю. С. Пивоваров, А. А. Пивоварова, А. С. Пиголкин, Платон, Ю. К. Погребная, Э. А. Поздняков, И. Ф. Покровский, К. Поппер, Д. А. Потопейко, В. В. Похмелкин, Т. Н. Радько, Л. П. Рассказов, A. Р. Ратинов, П. Рикер, В. М. Розин, Дж. Роулз, В. М. Савицкий, М. И. Сагадар, В. П. Сальников, П. Сандевуар, Л. П. Секисова, А. П. Семитко, П С. Синха, Т. В. Синюков, О. Ф. Скакун, Е. А. Скрипилев, Н. Я. Соколов, Э. Ю. Соловьев, Е. В. Спекторский, Д. Л. Спивак, А. А. Старченко, B. C. Степин, Ф. А. Степун, B. В. Л. К. Суворов, Т. Ф. Сулейманов, Суслов, В. М. Сырых, Л. Р. Сюкияйнен, Р. И. Таллер, А. А. Тамберг, Ф. Б. Тарановский, Г. Тард, Е. В. Татаринцев, Ю. А. Тихомиров, Ю. В. Тихонравов, A. Тойнби, Е. Н. Трубецкой, С. Тулмин, Г. Л. Тульчинский, В. А. Туманов, И. В. Упоров, А. И. Уткин, А. А. Ушаков, И. Е. Фарбер, Г. Л. Федотов, C. Л. Франк, Л. Фридмэн, Э. Фромм, Ю. Хабермас, Ф. А. Хайек, P. O. Халфин, Й. Хейзинга, О. Хеффе, С. С. Хоружий, Н. И. Цимбаев, В. И. Червонюк А. Ф. Черданцев, А. К. Черненко, B. А. Чефранов, В. Е. Чиркин, Б. М. Чичерин, А. Е. Чучин-Русов, В. И. Шамшурин, М. Шелер, О. Шпенглер, Р. Штаммлер, В. Г. Щеглов, Л. А. Шумихина, А. В. Щенникова, В. Г. Щукин, Ф. Энгельс, А. Я. Юдовская, Л. С. Явич, В. А. Ядов, К. Ясперс и др.

В советской юридической литературе 1970—1980-х гг. была признанной точка зрения, согласно которой теория правосознания, наряду с теорией права и теорией государства, понималась как самостоятельная составная часть теории государства и права.

Правосознание является формой познания окружающего мира, оно выступает способом осознания того, как мы познаем действительность.

С. С. Алексеев писал: «…при тщательном, углубленном анализе принятых в России законов выясняется, что основные их огрехи касаются вовсе не вопросов юридической техники и даже не согласованности законов, а отсутствия во многих из них основательной правовой культуры и, стало быть, учета данных высокой правовой теории».

Наше время требует расширения исследования проблемы правосознания, считает В. П. Малахов. Проблема правосознания, позволяет назвать целый ряд направлений дальнейшего теоретического исследования права и правосознания. Автор считает, что к ним относится следующее (это темы магистерских диссертаций):

  • дальнейшее обогащение методологии теоретико-правовых и философско-правовых исследований за счет формулирования и включения в познавательный процесс новых концептуальных идей, за счет разработки и внедрения новых методологических принципов;
  • интерпретация всего массива теоретико-правовых вопросов с помощью выявленных средств правосознания, т. е. на базе его логики и понятийно-идейного аппарата, что означает не ревизию достижений современной теории права и государства, а более глубокое и разностороннее понимание того, что составляет природу и сущность права и государства. Такая интерпретация должна быть дополнена рассмотрением выявленного содержания и логики правосознания в контексте традиционного толкования данной проблемы общей теорией права;
  • изучение и выражение тех элементов теории и философии права, которые составляют правовую идеологию общества. Вопросы о сущности права и государства, представленные как программные установки и фундаментальные ценности общества, должны составить содержание современной правовой теории как учения;
  • изучение взаимосвязей правосознания с другими формами общественного сознания в системе выработанных концептуальных идей и полученных теоретических результатов, что позволит гораздо точнее определить действительную роль права в современном обществе. Особый интерес представляет взаимосвязь правового и политического сознания. Результаты исследования этой взаимосвязи должны быть положены в основу организации профессионально-правового воспитания;
  • изучение элементов правосознания, которые в своей совокупности составляют правовую герменевтику. Принципы и методы правовой (и юридической) герменевтики как выражение особенностей правосознания должны быть рассмотрены в аспекте законотворческой и теоретической деятельности юристов;
  • исследование сущности конкретных систем и форм права в контексте выявленных особенностей правовых культур, а на его базе – выявление общей логики современного исторического процесса развития института права;
  • исследование системы корней права как системы устойчивых условий, факторов и средств общественной жизни, которая определяет качественные характеристики правосознания и воспроизводит историко-культурные типы правосознания. При этом центральное место должно принадлежать вопросам российской правовой культуры и правовой духовности;
  • интерпретация как современной, так и прошлой отечественной и зарубежной теории и философии права в контексте выделенных характеристик правовых культур, что создает дополнительный ресурс в извлечении опыта духовного освоения социальной реальности;
  • изучение профессионального правосознания как специфической реконструкции идей и логики правовой теории;
  • разработка принципов и методик воспитательного процесса в аспекте формирования тех черт и того содержания, которые характеризуются как основополагающие, фундаментальные, задающие человеку творческий потенциал;
  • осмысление практических проблем, характерных для различных отраслей права, и теоретических проблем конкретных юридических наук в контексте выявленной природы правосознания.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)