Функции, компоненты и свойства речи
Человеческая речь выполняет в процессе общения несколько функций (рис. 11.6).
В каждой конкретной ситуации они представлены в разной степени.
Например, предприниматель нанял нового работника, знакомит его с оборудованием своей мастерской и говорит ему:
Например, в деловом общении больше представлена информационная функция («сообщение»), в конфликтах — «выражение», во время церковной проповеди — «воздействие» и т. д. Но бывают ситуации, где может реализоваться каждая функция речи.
Выделяют следующие компоненты (стороны) речи:
- содержательная — передача определенной информации посредством словесных значений;
- эмоциональная — отношение к передаваемой информации в виде вербальных и невербальных символов;
- контекстная — наличие в речи явного или скрытого смыслового контекста, которое зависит от конкретной ситуации и часто отражает интересы или потребности собеседников.
Свойства речи — близкое, но несколько другое понятие (рис. 11.7).
- содержательность речи — определяется удельной насыщенностью ее мыслями, понятиями и суждениями или чувствами;
- понятность речи — выражается в использовании небольших, синтаксически простых предложений и терминов, понятных слушателям;
- выразительность речи — определяется ее эмоциональной окраской и ее невербальным сопровождением.
В результате различных деструктивных воздействий на мозг человека (травм, инфекционных заболеваний и т. п.) речевые функции могут быть нарушены (рис. 11.8).
Характер этих нарушений и их тяжесть зависит как от силы повреждающего агента, так и от локализации повреждения. Это обусловлено тем, что за различные компоненты речи отвечают разные участки коры больших полушарий.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу