Фундаментальные проблемы политической социологии

В теоретической социологии одном из наиболее важных вопрос является вопрос о соотношении части и целого (или проблема эмерджентности), вопрос о возможности объективного социального познания, вопрос о свободе человеческой воли. Ответы на эти вопросы определяют устойчивые научно-теоретические позиции и главные теоретические направления в социологии.

Для политической социологии наибольший теоретический и практический интерес представляет решение вопроса о свободе воли человека или вопрос о том, детерминировано ли поведение человека так же, как процессы природы. От ответа на этот вопрос зависит понимание социологии либо как естественной науки, либо как гуманитарной, несопоставимой, например, с физикой или биологией.

Для естественных наук типично объяснение явлений на основе принципа детерминизма и исследование общих законов природы. Вопрос о том, существуют ли подобные законы в социологии и других общественных науках, является спорным.

Различные позиции в этом споре и связанные с ними теоретические направления в социологии восходят, во-первых, к философской традиции И. Канта, продолженной современным социальным философом Ю. Хабермасом, во-вторых, к исследованиям рефлекторного поведения, родоначальником которых является российский академик И.П. Павлов.

Представители первой традиции считают, что человек подвержен действию естественных, природных законов, но естественная детерминация его поведения нарушается свободой воли, и у человека существует возможность личного выбора поведения, которое обозначается термином «действие».

Представители второй традиции считают, что поведение человека является реакцией организма на стимулы окружающей среды. На этом основании в микросоциологическом подходе можно провести различие между теорией социального действия и теорий поведения.

Представители теории поведения считают, что человеческое поведение полностью детерминировано, а представители теории действия считают, что оно в значительной степени свободно.

Методологические ориентации современной социологии можно также распределить еще по двум направлениям: детерминизм и конструктивизм. «Детерминизм, пишет Г.П. Артемов, исходит из принципа причинной обусловленности одних социальных явлений другими.

Конструктивизм основывается на том принципе, что социальное действие создает и изменяет общественные отношения и институты. Поэтому он стремится избегать причинных схем объяснения социальной реальности и стремится выявить внутренние механизмы повседневного осознанного или неосознанного поведения людей».

К первому направлению относятся прежде всего марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин), бихевиоризм (Д. Уотсон, Б. Скинер) и необихевиоризм (Дж. Хоманс), ранний функционализм (О. Конт, Г. Спенсер). Ко второму направлению относятся структурализм (Э. Дюркгейм, Ф. де Соссюр, К. Леви-Стросс), символический интеракционизм (Л.Э. Берг, Дж. Мид, И. Гофман), феноменологическая методология (Э. Гуссерль, А. Шюц, К. Маннгейм, П. Бергер, Т. Лукманн, Г. Гарфинкель).

Но парадигмы политической социологии не сводятся только к парадигмам теоретической социологии. Специфика объекта и предмета исследования политической социологии диктует необходимость создания собственных парадигм мышления и деятельности, которых придерживается определенная часть научного сообщества.

Парадигмы политической социологии изменялись на протяжении всех периодов ее развития, нередко отражая социальные позиции и установки самих социологов. Не останавливаясь на предыстории политической социологии, перейдем сразу к классическому периоду ее развития, представленному в трудах К. Маркса и М. Вебера.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)