Формы и порядок проведения таможенного контроля в РФ

Формы таможенного контроля представляют собой систему приемов и способов осуществления таможенными органами своих полномочий при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза.

Под формой таможенного контроля понимается направление деятельности должностного лица таможенного органа, включающее в себя применение определенных методов, средств и способов в целях проверки соблюдения субъектами внешнеторговой деятельности таможенного законодательства Таможенного союза. Законодательно закреплено 12 форм таможенного контроля, которые представлены в ст. 110 ТК ТС.

Формы и порядок таможенного контроля взаимосвязаны и должны осуществляться исключительно в рамках положений таможенного законодательства.

Среди форм таможенного контроля следующие:

  1. Проверка документов и сведений.
  2. Устный опрос.
  3. Получение объяснений.
  4. Таможенное наблюдение.
  5. Таможенный осмотр.
  6. Таможенный досмотр.
  7. Личный таможенный досмотр.
  8. Проверка маркировки товаров, наличия на них идентификационных знаков.
  9. Таможенный осмотр помещений и территорий.
  10. Учет товаров, находящихся под таможенным контролем.
  11. Проверка системы учета товаров и отчетности.
  12. Таможенная проверка.

Формы таможенного контроля можно классифицировать на основные и дополнительные. Такая дифференциация достаточно условна, поскольку в теории таможенного права не существует никакого разделения названных форм.

Учитывая то, что большая часть форм таможенного контроля практически применяется лишь при основных формах таможенного контроля – документальной проверке и таможенном досмотре – и самостоятельно не осуществляется, представляется необходимым классифицировать формы таможенного контроля как отражение полномочий таможенных органов на две группы: основную и дополнительную.

В основную группу будут входить: проверка документов и сведений, таможенный осмотр, таможенный осмотр помещений и территорий, а также досмотр товаров и транспортных средств.

В дополнительную группу – устный опрос, получение объяснений, таможенное наблюдение, личный таможенный досмотр, проверка нанесения на товары специальных марок, наличия на них идентификационных знаков, учет товаров, находящихся под таможенным контролем, проверка системы учета товаров и отчетности, таможенная проверка.

Несмотря на численный перевес, первая группа приоритетная, а вторая в большинстве ситуаций выступает лишь как гарантия всесторонности и полноты проведения контрольных мероприятий.

Необходимо отметить, что предусмотренные ТК ТС формы таможенного контроля выступают одновременно контрольно-предупредительными мерами в системе административного принуждения.

Вместе с тем, например, согласно КоАП РФ (гл. 27) личный досмотр, досмотр транспортных средств относятся к числу мер процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Однако, например, личный досмотр как меру процессуального обеспечения производства по делу о нарушении таможенных правил следует отличать от формы таможенного контроля, а также от принудительных мер, не связанных с административным правонарушением, поскольку первые связаны с фактом неправомерного поведения, а последние являются контрольно предупредительными или применяются в целях защиты интересов общества и государства.

Таким образом, перечисленные направления деятельности таможенных органов в рассматриваемой области имеют дуалистическую природу. Они выступают в качестве форм таможенного контроля и как контрольно-предупредительные меры по административному принуждению.

Таможенный контроль осуществляется определенными методами. Метод представляет собой средство достижения поставленных целей, решения возникающих задач.

Под методами таможенного контроля в науке понимают “способы (приемы), применяемые при осуществлении контрольных функций”. Методы таможенного контроля многообразны. Кроме того, в силу развития научно-технического прогресса их спектр расширяется, поэтому законодательство не устанавливает и не может установить исчерпывающего их перечня. При этом каждая форма таможенного контроля реализуется специфическими методами.

Например, при документальном контроле используются такие методы, как формально-правовая проверка документов, аналитические процедуры, финансовый  анализ.

К методам фактического контроля относятся инвентаризация, осмотр, обследование, лабораторный анализ товаров, экспертная оценка и некоторые другие. Эффективность деятельности таможенных органов зависит от разумного использования различных методов таможенного контроля.

Таможенным органам необходимо учитывать все факторы для выбора наиболее результативного управленческого воздействия на пассивных субъектов таможенного контроля.

Пассивными субъектами таможенного контроля выступают физические и юридические лица, перемещающие или имеющие намерение переместить определенный груз через таможенную границу РФ.

Таким образом, контролирующими субъектами таможенного контроля выступают таможенные органы государств – членов Таможенного союза, входящие в единую федеральную иерархически построенную систему.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)