Формирование уровня поверхностного синтаксирования

Программирование линейно организованных языковых синтаксических структур, с учетом иерархии языковых единиц, их синтагматических и пара-дигматических правил комбинирования и отбора, согласованности морфоло-гических компонентов (аффиксов) и их адекватности семантическому и грам-матическому значению строится на основе сложного комплекса когнитивных и языковых операций.

Поэтому ограничения, обусловленные незрелостью этих предпосылок, определяют темпы формирования процессов этого уровня.

Наблюдения за ходом развития детской речи показывают, что наиболее рано начинают функционировать операции линейной организации языковых структур. Как упоминалось выше, это соответствует этапу «синтагматической грамматики».

Речевая продукция                     состоит     из    двух-трехсловных     фраз, складывающихся из аморфных основ слова или коротких «замороженных» грамматических форм или словосочетаний.

Порядок слов соответствует универсальной схеме «субъект—действие» («Ляля бух» или «Ляля па»—кукла упала), «субъект—объект» («Мати дом» — мальчик в доме), или «субъект— действие—объект» («Ляля пать авата» — кукла спит в кровати).

На третьем году языковое программирование усложняется за счет использования флексий, позже — предлогов в сочетании с флексиями. Примерно до 4 лет среди фразовых конструкций преобладают простые нераспространенные предложения.

В младшем дошкольном возрасте синтаксис фраз усложняется преимущественно за счет удлинения цепочки слов. В этот период, соответствующий так называемой «парадигматической грамматике», большинство фраз грамматически согласованы. Около 5 лет появляются сложносочиненные предложения.

На этапе овладения достаточно развернутой фразовой речью подсистема программирования у детей достигает высокой степени зрелости. Появляется способность создавать многочленные программы с высокой степенью вариативности составляющих их компонентов (субъект-предикат, субъект-предикат-объект).

Резко возрастают комбинаторные возможности, позволяющие соединять константные и меняющиеся части слов, соотносить операции     морфемной     комбинаторики     с    семантическим     контекстом     и языковыми правилами.

Еще более возрастает способность к осуществлению нескольких     параллельно    протекающих         операций програмирования:     фонологического      (звуковой     состав),     артикуляторного (моторные программы, релевантные фонетическому слову/морфеме/фразе), просодического (интонационно-ритмическое оформление на уровне слов и фраз), которые приобретают уже «фоновый» (по Н. А. Бернштейну) характер, синтагматического (продуцирование словосочетаний) и морфологического (использование       аффиксов).

 Этот       этап       соотносится       с       периодом «парадигматической грамматики». Данный прирост программных возможностей совпадает по времени с периодом активного созревания заднелобных отделов коры головного мозга.

Столь значительное усложнение параллельно протекающих операций программирования, вероятно, становится возможным не только за счет увеличения когнитивных ресурсов ребенка, но и благодаря автоматизации ряда операций, приобретающих фоновый характер и требующих существенно      меньшего      ресурсного      обеспечения.            Это      соответствует закономерностям построения и совершенствования двигательных навыков, описанных Н. А. Бернштейном.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)