Формирование цен на товары

Проблема ценообразования – ключевая в системе рыночных отношений. Теоретические основы ценообразования закладываются в разделе «Ценообразование при совершенной конкуренции» курса «Экономическая теория».

Рыночный механизм через цену продукции служит естественным регулятором экономики государства и отдельных предприятий.

Цены выполняют следующие функции:

  • информируют потенциальных и реальных потребителей и покупателей о положении дел на рынке определенного вида товаров (продукции);
  • позволяют хозяйствующим субъектам осуществить выбор и обосновать свое поведение на занимаемом ими сегменте рынка;
  • балансируют спрос и предложение на рынке.

Политика ценообразования в условиях переходного периода предполагает, что главный элемент либерализации национальной экономики – это либерализация цен, то есть постепенный переход от фиксированных и регулируемых цен, устанавливаемых и контролируемых государством, к свободным (равновесным) рыночным ценам.

При этом необходимо наличие ряда ограничений для предприятий-монополистов, контроль за бюджетным дефицитом и наличной денежной массой, а также общим состоянием финансового рынка.

Как свободные, так и регулируемые и фиксированные цены могут быть оптовыми (отпускными) и розничными. А в зависимости от обслуживаемой сферы (промышленность, сельское хозяйство, население) цены подразделяются на оптовые, закупочные и розничные.

Оптовая цена (Ц) предприятия – изготовителя продукции включает полную себестоимость продукции (С), прибыль предприятия (П) и косвенные налоги (Н) (первая аксиома экономики: Ц = С + П + Н).

По оптовым ценам предприятия готовая продукция реализуется другим предприятиям или посредническим торговосбытовым организациям.

Оптовые цены устанавливаются с применением так называемой методики формирования цен-франко. Само понятие «франко» характеризует место, то есть пункт (станция, пристань, аэропорт), до которого затраты на транспортировку, включая стоимость страхования, осуществляются за счет предприятия–изготовителя продукции.

Изготовитель включает указанные расходы (транспортировка и страхование) в затраты, связанные с реализацией товара, в конечном счете, в оптовую цену продукции.

При оптовых ценах франко-станции отправления все расходы по доставке (включая страховку) присутствуют в оптовой цене. Все последующие транспортные расходы несет уже покупатель.

Становление рыночных отношений предполагает одновременное применение свободных (равновесных, рыночных) и государственных (фиксированных, регулируемых, предельных) цен. При этом по мере стабилизации денежного обращения, создания рыночных структур в экономике, а также демонополизации отечественного производства область использования свободных рыночных цен постепенно расширяется.

Интересно
Розничная цена состоит из оптовой цены предприятия-изготовителя и торговой надбавки посредника (торгового предприятия) и представляет собой цену реализации продукции индивидуальным покупателям.

Торговая надбавка посредника должна покрывать издержки обращения предприятий розничной торговли и обеспечивать им прибыль. Оптовые и розничные цены в зависимости от степени их регулирования (ограничения) со стороны государства делятся на свободные, договорные, регулируемые и фиксированные.

Свободная цена – это равновесная цена, установленная сложившимся спросом и предложением на определенный товар и обусловленная рыночной конъюнктурой.

Договорная цена определяется также рыночной конъюнктурой, но устанавливается сторонами до осуществления момента купли-продажи на основе договора (соглашения), в котором указываются верхний (нижний) предел цены или ее фиксированное значение и время действия.

Регулируемая цена устанавливается органами государственной власти посредством доведения до предприятия нормативного уровня рентабельности видов продукции, цены на которые являются регулируемыми.

Регулированию подлежат цены на продукцию предприятий, подпадающих под действие антимонопольного законодательства.

Это производители ресурсов – предприятия базовых отраслей промышленности: топливно-энергетического комплекса, добывающих отраслей, предприятия магистральных вида транспорта общего пользования, связи и т. д. Существует перечень таких предприятий как приложение к соответствующему закону об антимонопольной деятельности.

Фиксированные цены устанавливаются номинально в денежном выражении на конкретные виды продукции (работы, услуги).

Обычно это продукция, имеющая социальное значение: потребительские товары первой необходимости и социально значимая продукция (лекарственные препараты, услуги общественного транспорта, услуги коммунального хозяйства и т. п.).

Интересно
Если фиксированная цена не покрывает полную себестоимость производства и реализации продукции, то в обязательном порядке должно производиться дотирование производства этого вида продукции, покрывающее издержки и обеспечивающее возможность расширенного воспроизводства (нормальную прибыль).

Лимитная цена:

Формирование цен на товары

где:

Цб – цена изделия, принимаемого за базу сравнения, тыс. руб.;

Эп – полезный эффект от применения новой конструкции изделия, тыс. руб.;

Кэ – коэффициент учета полезного эффекта в цене нового изделия (в расчетах рекомендуется 0,7).

Полезный эффект от использования нового изделия долговременного применения:

Формирование цен на товары

где:

Кпр – коэффициент роста производительности нового изделия по сравнению с базовым;

Формирование цен на товары

где:

В2 и В1 – годовые объемы продукции (работ), производимые при использовании нового и базового изделия.

Кд – коэффициент учета изменения срока службы нового изделия по сравнению с базовым, определяется согласно выражению:

Формирование цен на товары

где:

Т2 и Т1 – срок службы нового и базового изделия, лет;

Ен – нормативный коэффициент эффективности (от 0,12 до 0,15);

∆U – изменение текущих издержек эксплуатации у потребителя при использовании им нового изделия взамен базовой модели в тыс. руб., определяется согласно выражению:

Формирование цен на товары

где:

U1 , U2 – годовые издержки потребителя при использовании соответственно базовой и новой конструкций, тыс. руб.;

Формирование цен на товары

где:

К1 , К2 – сопутствующие капитальные вложения потребителя при использовании им базовой К1 и новой К2 модели, тыс. руб.;

Эк – эффект от изменения качества продукции, изготовляемой с помощью нового изделия, тыс. руб.;

Эс и Ээ – социальный и экологический эффекты, обусловленные применением нового изделия у потребителя за весь срок полезного использования с учетом морального износа, тыс. руб.

Цена потребления:

Формирование цен на товары

где:

Ц – цена приобретения товара, тыс. руб.;

Ртр – расходы на транспортировку до места использования, тыс. руб.;

Рр – стоимость монтажа изделия у потребителя и приведение его в работоспособное состояние, тыс. руб.;

И – годовые эксплуатационные издержки потребителя, тыс. руб.;

Тн – срок полезного использования (эксплуатации), лет;

Рн – налоговые платежи. Определяются в том случае, если изделие представляет собой часть (объект) имущественного комплекса предприятия, тыс. руб.;

Рс – расходы на обязательное страхование изделия, тыс. руб.;

Ру – расходы на утилизацию изделия после выработки ресурса, тыс. руб.

Тарифы представляют собой цену услуги, где необходимо учитывать время потребления, качество услуги и объем работы. Тарифы устанавливаются на такие виды услуг как плата за телефон, радио, телевидение, коммунальные и бытовые услуги, услуги телеграфа и почтовой связи и т. п.

Структура цены – это процентное или долевое соотношение составляющих ее элементов в их общей совокупности, то есть удельный вес себестоимости, прибыли и налогов. Состав цены зависит от ее вида и используемого метода ценообразования.

Процесс ценообразования может осуществляться на базе затратного метода, с использованием метода предельной полезности, их модификаций, а также совместно того и другого.

Как правило, для покрытия издержек производства, всегда имеющих место, используется разновидность затратного подхода – калькуляционный метод, обеспечивающий покрытие затрат и получение прибыли.

Наряду с калькуляционным методом возможно применение параметрического и статистического методов.
Параметрический метод учитывает зависимость цены от ряда основных параметров изделия (мощность, грузоподъемность, производительность и т. д.).

Статистический метод предполагает установление цены на основе анализа динамического ряда цен изделий-аналогов или родственных видов продукции. Необходимо также учитывать качество и конкурентоспособность продукции.

Под качеством продукции понимается совокупность ее потребительских свойств, обусловливающих способность продукции к удовлетворению конкретных потребностей при ее потреблении или эксплуатации. Качество продукции находится в прямой связи с ее конкурентоспособностью.

Конкурентоспособность продукции – это ее соответствие требованиям рынка; совокупность качественных характеристик, отражающих отличие именно этой продукции от продукции фирмы-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Конкурентоспособность продукции зависит от ее потребительских качеств и от цены.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)