Планирование и прогнозирование деятельности предприятия

В сложной системе производственных отношений любого предприятия важно слаженное функционирование всех ее элементов в целом, а не только успешная работа отдельных звеньев (структурных подразделений).

Задачу целенаправленного воздействия на все элементы производства в условиях перехода национальной экономики к рыночным отношениям и достижению высокой экономической эффективности (результативности) решает планирование.

Разработка и обоснование теоретических положений в области планирования основывается на изучении, анализе, систематизации и обобщении опыта передовых отечественных и зарубежных предприятий.

Вопросы планирования производства рассматриваются в непосредственной взаимосвязи с техническими (в аспекте НТП и организации производства), экономическими и финансовыми (в аспекте результативности деятельности) сторонами деятельности предприятия.

Интересно
История планирования и организации производства документально прослеживается со времени масштабного становления промышленности – начиная с XVIII века, когда английский механик Р. Аркрайт создал «Фабричный кодекс», обосновывающий систему штрафов при отклонении от запланированного процесса производства.

Ф. Тейлор и позже Гильберт, Л. Гант и др. выработали основополагающие «принципы научного управления», сформулировали правила, нормы и технические приемы, относящиеся к базису хозрасчетных отношений, пооперационному разделению трудовых приемов, к нормированию трудовых процессов, систематизации начисления заработной платы и др.

В 30-х годах прошлого столетия американский автомобилестроитель Г. Форд на принадлежащих ему автомобильных заводах концерна «Форд» внедрил систему непрерывно-поточной организации трудовых процессов в машинном производстве (конвейеризацию).

Эту систему характеризуют:

  • максимально возможное разделение труда на простые операции, в результате чего практически все технологические операции могут выполнять рабочие любой квалификации в достаточно напряженном темпе, соблюдаемом с помощью конвейеров и других механических регуляторов ритма труда;
  • механизация и автоматизация многих процессов производства на основе разделения их на простейшие операции; последовательная стандартизация всех факторов производства: сырья, оборудования, инструмента, технологических режимов, трудовых приемов и форм организации.

К числу общепризнанных последователей Ф. Тейлора, внесших значительный вклад в организацию труда и производства, относится Эмерсон – автор монографии «Двенадцать принципов производительности труда», характеризующей общие принципы обеспечения роста производительности труда в любой сфере общественной деятельности.

Другой последователь Тейлора, А. Файоль, открыл принципы управления и организации, применимые не только в экономике, но и в армии, во флоте, а также в правительственных учреждениях, то есть доказал, что эти принципы управления носят универсальный характер.

Задача предприятия при разработке планов и осуществлении самого процесса планирования состоит в том, чтобы рационально организовать факторы производства.

Результатом такой организации является товар (готовая продукция, работы, услуги). Трансформация факторов производства в товар и есть производство.

При изучении особенностей современной организации плановой работы на предприятии важно представлять, что в результате отхода от централизованного планирования на уровне национальной экономики резко повышается значение внутрипроизводственного планирования, разработки стратегии и тактики экономического
поведения предприятия.

Основу плана предприятия составляют договоры, фактически заключенные с потребителями (клиентами) продукции, услуг и с поставщиками материально-технических ресурсов.

Принципиальное отличие в организации плановой работы в современных условиях заключается в следующем:

  • показатели рынка являются исходными для планирования производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
  • планирование деятельности осуществляется по следующим направлениям: производство, сбыт, финансы, закупки;
  • каждое предприятие планирует свою деятельность;
  • основное направление при планировании текущей деятельности предприятия – обеспечение его платежеспособности и ликвидности.

Планирование в современных условиях подразделяется на этапы:

  • разработка общих целей развития производства;
  • определение конкретных, детализированных целей на заданный сравнительно короткий период времени;
  • определение путей и средств достижения целей;
  • контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых и фактических показателей.

Нынешняя ситуация характеризуется повышением значимости стратегического планирования, которое позволяет удерживать и расширять долю рынка конкретных групп товаров, целенаправленно вкладывать средства в наиболее перспективные виды деятельности, добиваться устойчивого роста прибыльности предприятия.

Одним из основных рабочих документов, определяющих стратегию развития предприятия, является бизнес-план. Он представляет собой результат исследовательской и организационной работы по определению направления деятельности и путей повышения ликвидности (продукции, работ, услуг) субъекта хозяйствования на конкретном сегменте рынка в сложившихся организационно-экономических условиях.

Бизнес-план позволяет:

  • обосновывать экономическую целесообразность направлений развития предприятия (стратегия, концепция, проект);
  • рассчитывать ожидаемые финансовые результаты деятельности (объемы продаж, прибыли, доходов на капитал);
  • определять источники финансирования для реализации выбранной стратегии, находить способы концентрации финансовых ресурсов;
  • подбирать персонал, способный реализовывать намеченные цели.

Основной особенностью бизнес-плана как стратегического документа является сбалансированность постановленных задач с реальными финансовыми возможностями предприятия. Бизнес-план – это внутренний документ, но он может быть использован и для привлечения инвесторов и кредиторов.

Объем и степень детализации разделов плана определяются спецификой конкретного предприятия и сферой его деятельности.

В общем виде структуру бизнес-плана примерно можно представить следующим образом:

  1. Аннотация.
  2. Описание продукции (услуг).
  3. Оценка потенциальных рынков сбыта.
  4. Конкуренция на рынке.
  5. Стратегия маркетинга.
  6. План производства продукции (работ, услуг).
  7. Организационный план.
  8. Юридический план.
  9. Оценка рисков и страхование.
  10. Финансовый план.
  11. Стратегия финансирования.

Решения в области планирования связаны с набором правил и последовательностью профессиональных приемов, в соответствии с которой должен протекать производственный процесс.

Срочность планов. Планирование на предприятии происходит на трех уровнях:

  • стратегическое планирование – долгосрочная стратегия развития предприятия в целом без подробной поэтапной детализации разделов плана (рис. 8);
  • тактическое планирование – планирование конкретизируется в среднесрочной перспективе на ближайшие год-два;
  • оперативное планирование – на ближайший год с разбивкой на кварталы, месяцы.

Исходный информационный массив для перечисленных видов планирования составляют:

  • структура реальных и потенциальных предприятийконкурентов;
  • структура рынков сбыта;
  • тренд технического развития;
  • структура рынков снабжения;
  • правовая, социальная и экономическая базы;
  • анализ преимуществ и недостатков.

Традиционно, независимо от вида плана, его состав обычно включает следующие разделы:

  • план материально-технического обеспечения (снабжения);
  • план производства;
  • план капитальных вложений (инвестиций);
  • план реализации (сбыта, маркетинга);
  • финансовый план;
  • итоговый план.

Перечисленные основные разделы общего годового плана системно подразделяются на составляющие специальные планы в соответствии с принципом декомпозиции (вложенности). Так, план маркетинга состоит, например, из плана цен, номенклатуры, рекламы и др.

Оптимальный общий план может быть обеспечен только путем так называемого синхронного множественного планирования.

Планирование и прогнозирование деятельности предприятия

Однако необходимые для его реализации на практике методики расчета разработаны пока довольно слабо. Чаще пользуются методами декомпозиции, «раскладывая» проблему общего плана на более узкие задачи, включаемые в частные планы.

Планирование производства. При производственном планировании находят ответ на вопрос о том, какую продукцию, с использованием каких производственных факторов выгоднее всего изготавливать. Сам процесс включает в себя планирование производственной программы в целом и по этапам ее выполнения (рис. 9).

Планирование и прогнозирование деятельности предприятия

Планирование производственной программы. Производственная программа представляет собой план производства и реализации продукции, то есть обоснованное плановое задание по производству конкретного количества продукции установленной номенклатуры и качества.

Номенклатура – это классифицированный перечень видов товаров (продукции, работ, услуг), выпускаемых предприятием.

Производственная программа является базовым документом для разработки других специальных планов: материальнотехнического снабжения, обеспечения оборудованием и комплектующими изделиями, плана по труду и персоналу, плана по себестоимости (эксплуатационным расходам), финансового плана.

При этом взаимоувязывают реальные потребности (заключенные с потребителями договоры), прогнозные (будущие) потребности предприятия (оценка на основе проведенных маркетинговых исследований) и согласовывают процессы планирования производства и сбыта.

Первичная (базовая) потребность поэтапно разделяется на блоки и звенья (вторичные потребности), а также на потребности в сырье, основных и вспомогательных производственных материалах (третичные потребности).

Для такого планирования используются спецификации или составляются прогнозы на базе накопленного производственного опыта.

При разработке плана производства в соответствии со спецификой выпускаемого товара применяют специальные измерители объема производства: натуральные, условно-натуральные, трудовые и стоимостные.

Натуральные измерители – это штуки, тонны, метры, секции, комплекты и т. д. Условно-натуральные – это условное приведение всего многообразия видов выпускаемых изделий к одному (например, ПАО «КамАЗ» выпускает более 35 наименований грузовых автомобилей, условно-натуральным измерителем является 8-тонный грузовой автомобиль «КамАЗ-5320»; на предприятиях железнодорожного транспорта – это приведенная продукция и т. д.).

Переводным коэффициентом является соотношение трудоемкости изготовления конкретного изделия и изделия, принимаемого за базовый измеритель.

В качестве трудового измерителя используется нормативная трудоемкость изделия. Универсальными измерителями являются стоимостные: плановая себестоимость изделия, планово-учетная цена и т. д.

Планирование дизайна продукции производится для того, чтобы выяснить, позволяют ли имеющиеся производственные факторы обеспечить изготовление намеченного объема продукции требуемого качества. В случае отсутствия такой возможности необходимо закупить недостающие производственные факторы либо изменить потребительские свойства изделия.

При планировании номенклатуры выпускаемой продукции следует иметь в виду объективное противоречие: планирование сбыта направлено на изготовление по возможности широкой номенклатуры (принцип диверсификации), так как это улучшает возможности сбыта; но широкая номенклатура не отвечает интересам планирования производственной программы, так как ее реализация требует специального оборудования, частой его переналадки, что ведет к увеличению затрат на производство.

Компромиссом может быть:

  • упрощение номенклатуры с помощью агрегирования – унификация многочисленных (внутренних) компонентов продукции;
  • уменьшение собственной доли в стоимости конечной продукции.

Планирование объема производства зависит от множества факторов:

  • номенклатуры выпускаемой продукции;
  • объема производства;
  • производственной мощности предприятия;
  • сезонности сбыта продукции и т. д.

Планирование выполнения производственной программы предусматривает планирование способа изготовления продукции и размещения производственных факторов в производственном процессе.

Планирование способа изготовления определяет организацию производственного процесса в пространстве и во времени, размещение потенциальных факторов и рабочих мест для достижения оптимального варианта движения детали по технологическому процессу.

Различают поточный и цеховой способы изготовления продукции. При поточном производстве потенциальные факторы и рабочие места размещаются в таком порядке, который отвечает требованиям последовательного (параллельно-последовательного или параллельного) поточного процесса производства.

Цеховой способ – это когда изделия проходят последовательную обработку в цехах, в которых сосредоточены однородные производственные операции (автоматно-токарное производство, фрезерно-расточное или строгальное производство и т. д.).

Преимущества цехового способа производства:

  • если спрос на одно изделие сокращается, то его изготовление можно сразу ограничить в пользу других видов продукции;
  • по сравнению с конвейером, работы (производственные операции) в цехе технологически более разнообразны, нет психологических перегрузок, так как отсутствует монотонность труда при выпуске различной продукции.

Недостатки цехового способа производства:

  • между отдельными цехами могут быть значительные расстояния, что повышает расходы на транспортировку изделий, поэтому надо стремиться к оптимизации размещения цехов и более рациональной организации внутренних перевозок;
  • усложняется планирование последовательности обработки деталей в разных цехах.

При планировании производства должны соблюдаться следующие правила:

  • заказ с кратчайшим сроком выполнения имеет наивысший приоритет;
  • заказ с наименьшим числом технологических операций выполняется в первую очередь;
  • заказы, ориентированные на загрузку оборудования, выполняются в зависимости от их срочности;
  • планирование «узких мест»: заказы размещаются таким образом, чтобы в производственном процессе было меньше «узких мест» (следует предусмотреть запасные варианты).

Производственная мощность предприятия характеризуется максимально возможным объемом производства на фактически имеющемся в наличии оборудовании при условии его полной (технологически возможной) загрузки.

Основными элементами, материально определяющими производственную мощность предприятия, являются: производственная площадь предприятия (производства, цеха), количество станков, машин и оборудования, сменность работы.

Различаются входная, выходная и среднегодовая производственные мощности. Входная и выходная мощности – это производственная мощность соответственно на начало и конец планового периода (года).

Среднегодовая производственная мощность определяется в стоимостном измерении по аналогии с методикой определения среднегодовой стоимости основных производственных фондов предприятия.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)