Формирование равновесной цены и равновесного объема продаж

В процессе взаимодействия спроса и предложения происходит формирование рыночной равновесной цены. Согласно экономической теории под ценой понимаются те жертвы, которые несут покупатели, приобретая тот или иной товар.

В условиях ограниченности ресурсов и неограниченности потребностей, уровень цен на отдельные товары определяет решение производителей и потребителей об объемах выпуска и объемах покупок товаров.

Таким образом цена выполняет информационную функцию при принятии экономических решений.

В условиях рыночного обмена цена показывает те пропорции, в которых один товар обменивается на другой, причем для некоторых субъектов экономики цена выступает как внешне заданная величина, на которую они не могут повлиять.

В таких условиях цены ориентируют фирмы на эффективное использование ресурсов, а потребителей на рациональное принятие решений. В этом случае, цена выполняет стимулирующую функцию.

Интересно
ВСистема рыночных цен координирует и уравновешивает экономические решения всех субъектов. Через равновесие спроса и предложения цена выполняет балансирующую функцию.

В экономике различают цены спроса и цены предложения. Цена спроса определяется полезностью данного товара для потребителя, а также платежеспособностью потребителя. Ценой предложения является цена, по которой продавец хочет и может продать свой товар.

Взаимодействие спроса и предложения возможно только в одной точке, это точка их пересечения.

Этому состоянию рынка соответствует равновесная цена Р0 и равновесный объем продаж Q0.  Таким образом, равновесная цена – это результат взаимного компромисса между продавцами и покупателями. Если кривая спроса смещается вверх, то равновесная цена и равновесный объем продаж растут.

Если происходит падение спроса, то это приводит к снижению равновесной цены и равновесного объема продаж. Модель равновесного рынка позволяет прогнозировать результаты внешнего вмешательства в экономику.

Государство при попытке регулировать экономику может вводить цены «пола» и цены «потолка». Если государство вводит цены «пола», то оно устанавливает гарантированный минимум рыночных цен.

Как правило, такие цены устанавливаются на товары, обеспечивающие экономическую безопасность страны.

Цены «потолка» вводятся, когда государство ограничивает верхний ценовой предел. Как правило, в экономике в этом случае может возникать рыночный дефицит.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)