Формирование психологического уровня программирования высказывания (смыслово-семантического синтаксирования)

Суть смыслового синтаксирования заключается в переходе от аморфного представления      о     замысле     сообщения      к     более     расчлененному      и структурированному образованию. Как отмечалось выше, структурирование происходит по логическому принципу «данное—новое» или «топик— коммент».

В связи с тем, что данный уровень предполагает минимальные (по сравнению с последующими уровнями) преобразования того, что оказывается в поле      сознания      и      становится        предметом      сообщения,           он   начинает функционировать в онтогенезе наиболее рано. На этапе голофразиса и первых двух-трехсловных конструкций высказывания детей по структуре подчиняются закономерностям этого уровня.

Процесс развития смыслового синтаксиса у детей изучен весьма слабо. Разрозненные наблюдения, представленные в публикациях, посвященных развитию детской речи, позволяют наметить следующие линии развития смыслового синтаксирования:

А) На протяжении дошкольного детства особенно заметно возрастает сте-пень сегментированности, расчлененности и многокомпонентноcти высказываний. От простейших двучленных структур ребенок движется в направлении многочленных конструкций. Схематически  это может выглядеть следующим образом: (топик) — коммент — >топик — коммент 1 — коммент 2 —> топик — коммент 1 — коммент 2 — коммент 3.

Поставленный в скобки «топик» в первой из приведенных схем смыслового синтаксирования означает, что в незрелых формах детских высказываний он может опускаться во внешнеречевом плане (то есть подразумеваться).

Б) В течение детства постепенно снижается зависимость смыслового и се-мантического программирования от внешних реплик, организующих развер-тывание. Иначе говоря, вынесенное вовне, в интерперсональное пространство (по Л. С. Выготскому), текстообразование, диалогическое по характеру, сме-няется внутреннеречевым, интраперсональным программированием.

В) Приблизительно в дошкольном возрасте (5—7-й годы жизни) в содержа-тельной стороне детских высказываний отчетливо проявляется уход от эгоцен-трической позиции. Значительно возрастает способность учитывать позицию, осведомленность и реплики слушающего. Развитие этой способности продол-жается и в школьном возрасте.

Г) Постепенно возрастает сложность и иерархическая организация смыс-лового содержания высказываний (пространственно-понятийное и временное структурирование по И. А. Зимней). Особенно заметно это проявляется в нар-ративных (повествовательных) высказываниях. Детям становится доступной временная и причинно-следственная организация содержания высказываний и текстов.

Анализ детских высказываний показывает, что процессы семантического программирования формируются медленно. Поскольку оно связано как со смысловым программированием, так и с использованием грамматических и логико-грамматических правил, в ходе развития способность к семантическому программированию зависит не только от интеллектуальной                           зрелости, сформированности мыслительных процессов, но и от языковой компетенции.

Последнее обусловлено тем обстоятельством, что система понятий, значений складывается     у     детей в тесной зависимости от развития речи, сформированности языковых процессов, определяющих развитие лексики. Поэтому, хотя семантическое программирование не имеет прямой связи с языковомым уровнем порождения высказываний, генетически оно зависит от последнего.

Кроме того, известно, что в процессе программирования высказываний происходит постоянное взаимодействие между уровнями, как прямое, так и обратное. Если у ребенка отсутствует возможность продуцировать сложные синтаксические конструкции, имеется дефицит словаря, ограничивающий возможности вербального кодирования смыслов и значений, происходит упрощение смысловой и семантической программы.

Это особенно ярко наблюдается у     детей с недоразвитием речи. Аналогичные явления описаны применительно к ситуациям несовершенного владения иностранным языком. Смысловое и семантическое программирование имеет непосредственное   отношение не только к порождению предложений, высказываний, но и к текстообразованию.

По-видимому, квантование смысла всего высказывания, текста происходит преимущественно в процессе семантического программирования. Этот процесс тесно  взаимодействует   с     возможностями     и     ограничениями     языкового программирования.

В раннем возрасте, например, тексты настолько свернуты, что равняются высказыванию. В ходе развития расширение возможностей смыслового и семантического программирования стимулирует прогресс в языковом программировании и отчасти является важной детерминантой его развития.

Пока на семантическом уровне у ребенка не сформируется способность выражать определенные логические связи и отношения (например, каузальные, атрибутивные), соответствующие формально-грамматические конструкции в экспрессивной речи не появляются.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)