Формирование навыков артикуляции звуков речи

Как известно, минимальной произносительной единицей является слог. Следовательно, онтогенез операциональных навыков первого рода есть развитие инвентаря артикуляционных действий, соответствующих слогам разного уровня сложности (СГ, ГС, СГС, ССГ, ССГС и т. д.).

Артикуляционные действия одновременно и инвариантны (как единицы топологического пространства действий по Н. А. Бернштейну), и вариативны, поскольку в составе разных слов их реализация происходит в разном артикуляционном контексте.

Набор артикулем, входящих в одно слово, одновременно является и линейно организованной последовательностью, и целостным комплексом, так как они соответствуют целостной языковой единице — слову или синтагме. Одновременная моторная реализация нескольких трудных для произнесения звуков (недостаточно или недавно освоенных) суммарно нередко превышает артикуляционные ресурсы ребенка.

Общая артикуляционная сложность слова (или синтагмы) тем выше, чем больше разнообразие входящих в него звуков. На каждом этапе развития у ребенка есть некий предел артикуляционных возможностей реализации артикуляционной программы слова (или синтагмы).

При превышении предельных ресурсов ребенка звуки, входящие в единый комплекс, стремятся к единообразию. Ограничения подобного рода получили название «принципа гармонии». В связи с этим отдельные артикуляторные действия испытывают сильные взаимовлияния, приводящие к такому явлению, как ассимиляция.

Ассимиляцией называют уподобление звуков друг другу при условии, что оба звука артикуляторно уже освоены ребенком.

Ассимиляция соседних звуков называется еще коартикуляцией. В случае дистантной ассимиляции уподоблению подвергаются звуки, отделенные друг от друга одним или несколькими другими звуками. Ассимиляция бывает полная или частичная. При полной ассимиляции один звук полностью уподобляется другому.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)