Физиологические механизмы формирования двигательных навыков
О способностях человека судят не только по его достижениям в про-цессе обучения или выполнения какой-либо двигательной деятельности, но и по тому, как быстро и легко он приобретает эти умения и навыки.
В основе разного развития способностей лежит иерархия разных врожденных (наследственных) анатомо-физиологических задатков:
- анатомо-морфологические и физиологические особенности мозга и нервной системы (свойства нервных процессов – сила, подвижность, уравновешенность, индивидуальные варианты строения коры, степень функциональной зрелости ее отдельных областей и др.);
- физиологические особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем (МПК, показатели периферического кровообращения и др.);
- биологические (особенности биологического окисления, эндокринной регуляции, обмена веществ, энергетики мышечного сокращения и др.);
- телесные (длина тела и конечностей, масса тела, масса мышечной и жировой ткани и др.);
- хромосомные (генные);
- психодинамические задатки (свойства психодинамических процессов, темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний и др.).
Способности проявляются и развиваются в процессе выполнения деятельности, но это всегда результат совместных действий наследственных и средовых факторов.
Любые навыки (бытовые, профессиональные, спортивные) не являются врожденными движениями. Они приобретаются в ходе индивидуального развития. Возникая в результате подражания, условных рефлексов или по речевой инструкции, двигательные акты осуществляются специальной функциональной системой нервных центров. Когда речь идет о двигательных навыках, то всегда подразумевается не простое повторение по условному сигналу ранее имевшейся реакции, а образование оперантных условных рефлексов, по классификации Ю. Конорского, рефлексов второго рода.
В формировании двигательных навыков различают несколько фаз. В первую фазу разучивание движений неэкономно, малокоординированно. В работу при этом включается много ненужных в данном случае мышц. Это происходит в результате иррадиации (распространения) возбуждения в двигательных центрах. В процессе второй фазы возбуждение в нервных центрах распространяется в меньшей степени. Происходит концентрация возбуждения в необходимых корковых зонах. Условно-рефлекторные связи в этой фазе уже достаточно закреплены. Однако образовавшийся стереотип нервных процессов еще нестоек.
Для развития двигательных способностей необходимо создавать определенные условия деятельности, используя соответствующие физические упражнения на скорость, на силу и т.д. Однако эффект тренировки этих способностей зависит, кроме того, от индивидуальной нормы реакции на внешние нагрузки.
- Передача информации в самоуправляемой системе
- Человек как самоуправляемая система
- Структура системы движения
- Управление двигательными действиями как системами движений
- Энергетические характеристики количественного описания и анализа двигательной деятельности
- Динамические характеристики количественного описания и анализа двигательной деятельности
- Кинематические характеристики количественного описания и анализа двигательной деятельности
- Биомеханические характеристики тела человека и его движений
- Биомеханические основы двигательной деятельности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу