Финансовый план и финансовая стратегия организации

Одним из инструментов разработки и реализации финансовой стратегии организации является финансовый план. В условиях рыночной экономики организация с помощью финансового плана самостоятельно определяет направление использования прибыли, остающейся в ее распоряжении после уплаты налогов.

План в организации играет координирующую (в известном смысле системообразующую) роль, которая состоит в том, что наличие хорошо структурированных, детализированных и взаимоувязанных целевых установок дисциплинирует как перспективную, так и текущую деятельность, приводит ее в определенную систему, позволяет хозяйствующему субъекту работать без существенных сбоев.

Эта роль особенно четко проявляется в крупнейших компаниях, имеющих сложную структуру управления, а также в компаниях, активно использующих систему поставки сырья «точно в срок», когда объем текущего наличного запаса сырья, материалов и полуфабрикатов рассчитан исходя из потребностей производства на несколько ближайших часов.

Любой сбой деятельности системы требует финансовых затрат (прямых или косвенных) на его преодоление. Вероятность наступления подобного рассогласования гораздо ниже, если работа осуществляется по плану; кроме того, и негативные финансовые последствия менее значительны.

В основе финансового планирования лежат стратегический и производственные планы. Стратегический план подразумевает определение весьма общих количественных ориентиров. Производственные планы составляются на основе стратегического плана и предусматривают определение производственной, маркетинговой, научно-исследовательской и инвестиционной политики.

При формировании стратегий, как правило, выделяют следующие четыре группы целей:

  • рыночные (сегмент рынка и услуг, который планируется охватить основные приоритеты в производственно-коммерческой деятельности компании);
  • производственные (структуры производства и технологии, обеспечивающие выпуск продукции необходимого объема и качества);
  • финансово-экономические (основные источники финансирования и прогнозируемые финансовые результаты выбранной стратегии);
  • социальные (меру деятельности компании, обеспечивающей удовлетворение определенных социальных потребностей общества в целом или отдельных его слоев).

Основное предназначение подобного плана – обоснование необходимости производства конкретного товара и возможности его реализации. Естественно, план не ограничивается лишь констатацией целей, он также включает их обоснование, в том числе и ресурсное. Именно поэтому составной частью любого стратегического плана является финансовая компонента.

В общем виде финансовый план представляет собой документ, содержащий следующие разделы:

  1. Инвестиционная политика – политика финансирования основных средств; политика финансирования нематериальных активов; политика в отношении долгосрочных финансовых вложений.
  2. Управление оборотным капиталом – управление денежными средствами и их эквивалентами; финансирование производственных запасов; политика в отношениях с контрагентами и управление дебиторской задолженностью.
  3. Дивидендная политика и структура источников – финансовые прогнозы; характеристика финансовых условий; доходы и расходы организации; прогнозная финансовая отчетность; бюджет денежных средств; общая потребность в капитале; потребность во внешнем финансировании.
  4. Учетная политика.
  5. Система управленческого контроля.

Целью составления финансового плана является определение объема финансовых ресурсов, необходимых для достижения целей организации на основе прогнозирования финансовых показателей.

Для разработки финансовых планов используются следующие исходные данные:

  • договоры (контракты), заключенные с потребителями продукции (работ, услуг) и поставщиками материально-производственных запасов;
  • прогнозные расчеты по реализации продукции потребителем и прибыли;
  • экономические нормативы, устанавливаемые государством (ставки налогообложения, тарифные ставки отчислений в государственные внебюджетные фонды, норма амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам, учетная ставка Центрального Банка РФ и др.).

Итоговым документом текущего годового финансового плана является плановый баланс активов и пассивов на конец планируемого периода. Он показывает состояние имущества и финансов организации в результате планируемой деятельности. Контроль за реализацией текущего финансового плана осуществляется путем сопоставления фактических показателей с плановыми.

Финансовый план и финансовая стратегия организации необходимы, чтобы:

  • исследовать характер и закономерности формирования финансов в условиях работы на рынке;
  • разрабатывать и готовить возможные варианты формирования финансовых ресурсов компании и действий топ-менеджмента в случае кризиса или неустойчивого финансового положения на рынке;
  • определять финансовые взаимоотношения с поставщиками и клиентами, бюджетами всех уровнях, банковскими организациями и иными финансовыми институтами;
  • выявлять резервы и мобилизовать ресурсы компании, с целью оптимального использования производственных мощностей, внеоборотных и оборотных активов;
  • предоставлять компании финансовые ресурсы, необходимые для производственно-хозяйственной деятельности;
  • обеспечивать эффективное вложение временно свободных финансов компании, чтобы в дальнейшем получать максимальную прибыль;
  • изучать финансовые стратегические взгляды возможных конкурентов, их экономические и финансовые возможности, вырабатывать и реализовывать мероприятия по обеспечению экономической стабильности;
  • вырабатывать методы борьбы с кризисом;
  • разрабатывать политику кадрового управления при нестабильном финансовом состоянии или кризисе организации;
  • направлять усилия всех сотрудников компании на борьбу с кризисом.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)