Финансовая политика государств

Финансовая политика — это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.

Задачи финансовой политики:

  • обеспечение финансовыми ресурсами государственных программ экономического и социального развития;
  • установление рационального распределения и использования финансовых ресурсов;
  • регулирование и стимулирование экономических и социальных программ финансовыми методами;
  • выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии.

В процессе проведения финансовой политики особенно важно обеспечение ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики — кредитной, ценовой и денежной.

Выделяется три основных типа финансовой политики: классическая, регулирующая, планово-директивная (рисунок).

Интересно
Классическая финансовая политика (до конца 20-х годов XX века) основана на трудах классиков политэкономии А.Смита (1723-1790 гг.) и Д.Рикардо (1772–1823 гг.). Основные ее принципы: невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как регулятора хозяйственных процессов.

Система финансового управления однозвенная, функции управления реализуются в одном органе управления — министерстве финансов. Регулирующая финансовая политика основана на теории Дж. Кейнса (1883–1946 гг.). Теория исходит из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики.

Для целей управления формируются самостоятельные специализированные органы: службы по планированию бюджета и бюджетных расходов, службы финансового контроля за поступлением налогов и управлением государственным долгом.

В 70-х годах в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия. Эта разновидность финансовой политики ограничивала вмешательство государства в экономику и социальную область.

Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основоположники — В. Ленин и Н. Бухарин. Эта политика позволяет осуществлять прямое, директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами.

Управление финансами осуществляется из единого центра — министерства финансов, которое занимается всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов в области финансов не существовало.

Современная финансовая политика Российской Федерации основана:

  • на признании свободы предпринимательской деятельности,
  • на введении разнообразных форм хозяйствования,
  • на переходе к смешанной экономике, базирующейся на сочетании частных и государственных предприятий.

Важнейшими инструментами финансовой политики выступают инструменты налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики.

Налогово-бюджетная политика — это воздействие государства на уровень деловой активности посредством изменения государственных расходов и налогообложения. Она направлена на уровень национального дохода, объем производства и уровень занятости.

Налогово-бюджетную политику подразделяют на два типа: дискреционную (гибкую) и недискреционную (автоматическую).

Дискреционная налогово-бюджетная политика — это деятельность органов власти по управлению налогообложением и государственными расходами с целью воздействия на уровень экономической активности. В частности, законодательные органы действуют целенаправленно, принимая соответствующие законы, касающиеся объема государственных расходов, ставок налогообложения, введения новых налогов.

Автоматическая налогово-бюджетная политика — это автоматические изменения в уровне налоговых поступлений, независимые от принятия решений государством.

Автоматическая налогово-бюджетная политика является результатом действия автоматических, или встроенных, стабилизаторов, то есть механизмов в экономике, которые уменьшают реакцию реального валового внутреннего продукта (ВВП) на изменения совокупного спроса. Главные стабилизаторы — пособия по безработице и прогрессивное налогообложение.

Кредитно-денежная (монетарная) политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования деловой активности путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Важнейшими инструментами кредитно-денежной политики Центрального банка являются: операции на открытом рынке; учетно-процентная (дисконтная) политика; регулирование обязательной нормы банковского резервирования.

Операции на открытом рынке — покупка и продажа Центральным банком государственных ценных бумаг (облигаций). Посредством операций на открытом рынке Центральный банк регулирует величину денежной массы: покупая ценные бумаги, он тем самым увеличивает резервы коммерческих банков, повышает их кредитные возможности, расширяя денежное предложение.

Изменение норм обязательных резервов — метод воздействия на величину банковских резервов, ключевое понятие в обязательных резервных требованиях.

Норма обязательных резервов устанавливается Центральным банком в процентах от величины депозитов. Ее величина зависит от вида вкладов и размеров банков.

В результате увеличения нормы обязательных резервов увеличиваются обязательные резервы, сокращается кредитная активность коммерческих банков, поскольку уменьшается денежное предложение.

Уменьшение нормы обязательных резервов, наоборот, увеличивает средства для расширения кредита, увеличивает денежное предложение, стимулируя тем самым кредитную активность коммерческих банков.

Изменение учетной ставки — это изменение процентной ставки, по которой коммерческие банки могут брать в долг резервы у Центрального банка; осуществляется в форме повышения или понижения учетной ставки.

В результате повышения учетной ставки растет процентная ставка, сокращается объем заимствования у Центрального банка, вызывая тем самым сокращение операций коммерческих банков по предоставлению ссуд. Снижение учетной ставки, наоборот, облегчает получение банковских кредитов: понижается процентная ставка, расширяются кредитные операции, увеличивается денежное предложение.

Следует выделить две разновидности кредитно-денежной политики.

Во-первых, мягкая кредитно-денежная политика (политика «дешевых денег»), когда Центральный банк:

  • покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке, переводя деньги в оплату за них на счета населения и в резервы банков, обеспечивает расширение возможностей кредитования коммерческими банками и увеличивает денежную массу;
  • снижает учетную ставку процента, что позволяет коммерческим банкам увеличить объем заимствований и расширить объем кредитования их клиентов по пониженным процентным ставкам;
  • снижает обязательную норму банковского резервирования.

Во-вторых, жесткая кредитно-денежная политика (политика «дорогих денег»), когда Центральный банк:

  • продает государственные ценные бумаги на открытом рынке, что вызывает сокращение резервов коммерческих банков и текущих счетов населения;
  • повышает учетную ставку процента, что вынуждает коммерческие банки прекратить объем заимствований у Центрального банка и повысить процентные ставки по своим кредитам. Это сдерживает рост денежной массы;
  • повышает обязательную норму банковского резервирования, что снижает денежный мультипликатор и ограничивает рост денежной массы.

Следовательно, жесткая кредитно-денежная политика носит рестриктивный (ограничительный) характер, сдерживает рост денежной массы и может использоваться для противодействия инфляции.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)