Федеральное Собрание – парламент РФ

Конституция РФ (в ст. 94) определяет Федеральное Собрание как представительный и законодательный орган РФ. Представительным органом Федеральное Собрание РФ является потому, что оно представляет интересы всего многонационального народа России.

Порядок формирования и полномочия обеих палат Федерального Собрания закреплены таким образом, что они отражают в своей деятельности не только общие интересы всего многонационального народа РФ в целом, но и специфические интересы наций и народностей всех субъектов РФ, всех социальных слоев российского общества.

Федеральное Собрание не является вышестоящим органом для иных представительных органов в РФ, так как в Конституции не установлен принцип единства системы представительных органов в России, а установлен принцип разделении предметов ведения и полномочий органов государственной власти Федерации и ее субъектов.

Федеральное Собрание состоит их двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации. Палаты Федерального Собрания различаются по своему правовому статусу, способу формирования, характеру депутатского корпуса, входящего в них.

В то же время каждая из них самостоятельна, что выражается:

  • в отсутствии подчиненности, в разграничении функций и самостоятельном их осуществлении;
  • в раздельном заседании;
  • в отсутствии фигуры Председателя Федерального Собрания и компетенции Федерального Собрания в целом;
  • в закреплении самостоятельного перечня вопросов, относящихся к ведению каждой из палат, в том числе в сфере законотворчества (так, принимает Федеральные законы Государственная Дума, а Совет Федерации их одобряет);
  • в отсутствии у палаты права принимать к своему рассмотрению и решать вопросы отнесенные Конституцией к ведению другой палаты; е) в самостоятельности рабочих органов палат (комитетов и комиссий);
  • в разном порядке формирования и избрания.
    Федеральное Собрание определено в конституции и как законодательный орган.

Это означает, что оно является федеральным органом государственной власти, который имеет право издавать федеральные нормативные акты, обладающие высшей юридической силой по сравнению с иными нормативными актами, кроме Конституции РФ.

Федеральное Собрание олицетворяет законодательную власть РФ. Оно является единственным законодательным органом власти РФ. Законодательный орган по Конституции РФ не обладает всеобъемлющей компетенцией. Он отражает принцип разделения властей и федеративное устройство РФ. Федеральное Собрание юридически не подчинено никакому государственному органу, в том числе Президенту или Правительству.

Совет Федерации Федерального Собрания РФ является так называемой верхней палатой Федерального Собрания, – палатой, обеспечивающей представительство субъектов РФ и Российской Федерации в парламенте РФ. Совет Федерации осуществляет государственную власть в Российской Федерации, является субъектом права законодательной инициативы и действует на постоянной основе.

В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации – по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации – представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 95 Конституции РФ).

Член Совета Федерации – представитель от законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации наделяется полномочиями на срок полномочий соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Порядок формирования Совета Федерации устанавливается Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»

Государственная Дума Федерального Собрания РФ является так называемой нижней палатой Федерального Собрания — парламента РФ и состоит из 450 депутатов, избираемых сроком на пять лет (п. 5 ст. 95, п. 1 ст. 96 Конституции РФ). Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Участие гражданина РФ в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать гражданина РФ к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом.

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший на день голосования 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Депутаты Государственной Думы (и члены Совета Федерации) обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.

Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)