Этническая идентичность как коммуникация

Этническая идентичность, как мы уже отмечали, сегодня одна из самых острых и широко дискутируемых проблем, так как ее интерпретация зависит от решения фундаментальных вопросов этнологической теории — укорененности (примордиализм) или конструируемое (конструктивизм) этнического на уровне личности и на уровне общности.

Нельзя отрицать укорененность этничности, лишая ее тем самым каких бы то ни было онтологических оснований, ибо этому противоречат многие факты жизнедеятельности, поведения как индивида, так и группы, которые не могут быть объяснены сознательным и целенаправленным «конструированием».

Речь должна идти об определении уровня и характера укорененности (то, что резко различает позиции примордиалистов). В то же время нет оснований отрицать и то, что этничность может быть декларированной, искусственной, не интериоризованной, т.е. «не пропущенной» через психический «микрокосм» личности, группы.

В этом случае она действительно оказывается инструментом манипулирования, в частности политического.

Возможно, речь должна идти о том, что качества, которые «укоренены», т.е. отражают определенную унаследованную предрасположенность, потенциальную возможность, на определенном этапе развития не реализуются, «затухают», «снимаются» другими факторами жизнедеятельности, особенностями социальной среды.

Например, в формировании американской нации, решающую роль играла не «укорененная» европейская этничность переселенцев, осваивающих новые земли, а другие факторы социально – и природно – адаптационного характера, хотя нельзя отрицать значение этнического происхождения и связанные с ним поведенческие стереотипы.

Иначе выглядит ситуация у народов, которые не покидали свою «природину» — духовную и природную территорию этногенеза. На признании конструирования этничности строится и направление в современной социально-культурной антропологии — инструментализм.

Интересно
Оно делает акцент не на решении «основного вопроса» этнологии — укорененности — конструируемое этничности, а на способах и методах ее «инструментального» использования в решении политических или экономических вопросов.

Наряду с этнической в современной науке рассматриваются другие виды идентичности (тождественности, соответствия) — гражданская, возрастная, половая и так далее.

Идентичность — результат идентификации (постепенное перенесение индивидом на себя — освоение, интериоризация — перенесение «внутрь» — качеств общности, в которой индивид формируется как личность).

Соответственно этническая идентификация означает интериоризацию качеств этнической общности, сформировавшихся в процессе этногенеза. Психолог Ю. П. Платонов отмечает, что Речь идет о «воображаемой» идентичности, «конструируемой» под воздействием доминирующей иноэтнической среды.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)