Этническая идентичность

Главное — устоявшиеся в мировой этнологии принципы понимания и методы изучения этнического «измерения» общества и личности практически не выдержали испытания новой культурной ситуацией.

Требуются возврат к исходным понятиям, переосмысление методологических оснований этнологической науки.

Вот здесь и выявляется основной, «узловой» вопрос этнологии, решение которого разделило этнологов на два основных лагеря — примордиалистов и непримордиалистов, при том что по многим вопросам их представители существенно друг от друга отличаются (как в отечественной, так и в зарубежной этнологии).

Одновременно произошла и определенная смена ракурса интереса этнологии, социально-культурной антропологии, что в значительной степени может затронуть именно отечественную этнологическую науку, традиционно развивавшую теорию этноса.

По справедливому замечанию В. А.Тишкова, здесь требуется переход от поиска человека в этносе к поиску этноса в человеке, т. е. перенос внимания на личность. Именно в связи с этим в центре внимания оказалось понятие, производное от этничности, — этническая идентичность, осознаваемая соотнесенность личности с этнической группой, ее культурой.

Указанное размежевание на примордиалистов и непримордиалистов не является актом публичного разделения на два «враждующих» лагеря (единства по многим вопросам в этих теоретически сконструированных «лагерях» не наблюдается).

Это скорее инструмент, с помощью которого выявляется методологическая ориентация ученых в решении главного вопроса: «Является ли этничность неким изначальным, укорененным, объективно данным свойством человека, человечества или это то, что имеет субъективную природу… в соответствии с социальными, политическими интересами, потребностями?»

Интересно
Для этнопедагогики решение этого основного вопроса принципиально, так как от него зависят стратегия и тактика этнопедагогического воздействия. Если этничность укоренена в человеке, то она может модифицироваться, но не изменяться в своей основе.

Если же укорененности нет, с помощью педагогических средств можно сформировать любую идентичность, и то, что человеку субъективно представляется его этнической принадлежностью, может быть произвольно изменено.

Очевидно, что окончательное решение этого вопроса еще впереди и ответ на него может быть дан только на основе значительного числа экспериментов комплексного междисциплинарного характера.

Пока же, как это ни парадоксально звучит, этнопедагогика вынуждена «экспериментировать» в значительной степени «вслепую», стихийно склоняясь к более привлекательной, понятной на бытовом уровне сознания и традиционно развиваемой в отечественной этнологии примордиалистской позиции.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)