Этническая культура в современной ситуации

Понятие «этическая культура» фиксирует в культуре этноса результат культуротворческой деятельности именно этого этноса, сформированный в результате этногенеза.

Его особый способ ориентации в мире выражается в этничности, давая ее конкретные модификации.

Именно в таком смысле иногда употребляются характеристики, отражающие это специфическое качество, — «русскость», «польскость», «французскость» и т.п.

Интересно
Этническая культура может быть «разделена» на две основные составляющие: традиционную этническую культуру и ту часть, которая до сих пор не имеет общепринятого названия, но выражает момент развития и адаптации к меняющимся социокультурным условиям этничности как качества, — инновационную этническую культуру.

Речь идет не об инокультурных компонентах культуры этноса (например, усиливающемся проникновении в разговорный русский язык английских слов или уголовного сленга), а об определенном развитии и неискажающей адаптации к современной социокультурной коммуникации элементов традиционной культуры.

Разумеется, разные части традиционной культуры обладают своими степенью устойчивости, потенциалом развития. К числу его наименее меняющихся элементов, очевидно, следует отнести язык, этику, религию.

Их изменения, трансформация и модернизация могут привести к деформации этнической культуры в целом. Например, с целью сохранения этнонациональной идентичности во Франции принят ряд указов в защиту французского языка, регламентирующих его употребление и ограничивающих использование иностранных слов в публичной жизни.

Модернизация религиозной жизни приводит сегодня к значительной десакрализации, дехристианизации западноевропейских стран, что непосредственно сказывается и на морально-нравственной культуре населения, в частности молодежи, на уровне этнонациональной идентичности.

Проблемы культурной традиции, традиционализма относятся к числу самых сложных культурологических, этнологических, психологических проблем. В 80-х гг. XX в. благодаря дискуссии в журнале «Советская этнография» в отечественном обществознании практически обрела легальный статус особая комплексная научная область — традициология.

Известный культуролог Э.С. Маркарян дал утверждение, обосновывая ее значение для понимания современной культуры, современных социокультурных процессов.

«Культурная традиция и сегодня продолжает оставаться универсальным механизмом, который благодаря селекции жизненного опыта, его аккумуляции и пространственно-временной трансмиссии позволяет достигать необходимой …стабильности. Без действия этого механизма общественная жизнь людей просто немыслима…».

Интересно
На первой конференции, посвященной проблеме этнокультурной традиции в Ереване (1978), возобладало не узкое понимание традиции, предлагаемое некоторыми этнографами и сводящее ее к обычаям и обрядам, а широкая культурологическая трактовка этого понятия.

Традиция определялась как механизм самосохранения, воспроизводства и регенерации этнической культуры как системы. Традиция включает в себя процесс и результаты стереотипизации как сгусток социально – исторического опыта людей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)