Этапы речевого развития ребёнка в процессе онтогенеза

Онтогенез – развитие индивида. Онтогенез речи – процесс становления и развития речи отдельного индивида.

Овладение языком – длительный, многоступенчатый процесс развития языковой способности.

Речевой онтогенез необходимо знать для того, чтобы:

  • отличить норму от патологии в речевом развитии;
  • процесс усвоения речи при речевой патологии должен строиться с учётом закономерностей её развития в нормальных условиях.

Сензитивный период в развитии речи – от 1,5 до 5 лет. Исследователи выделяют разное количество этапов в развитии речи детей: Г.Л. Розенгарт-Пупко, М.И. Лисина – 2 этапа; М.М. Кольцова – 3 периода; А.А. Леонтьев – 3 этапа, А.Н. Леонтьев – 4 этапа.

На дословесном этапе (первый год жизни) это голосовые реакции (вокализации) и жесты, в дальнейшем, после появления первых слов и развития грамматики – собственно языковые средства (Н.И. Лепская, Т.Н. Ушакова).

Некоторые исследователи первый этап в развитии речи рассматривают как подготовительный и включают в него не только стадию предречевых реакций, но и стадию появления первых слов; в этом случае подготовительный период завершается к полутора или даже двум годам, далее начинается этап становления речи (М.И. Лисина, Г.Л. Розенгарт – Пупко).

А.Н. Гвоздевым выделяются этапы формирования у ребёнка грамматического строя русского языка:

  • период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются всегда в неизменном виде (1,3–1,10);
  • период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (1,10–3);
  • период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (3–7).

А.А. Леонтьев выделяет три основных этапа в речевом развитии ребёнка до трёх лет:

  • доречевой, разделяемый, в свою очередь, на период гуления и период лепета (примерно 0,2–0,5 и 0,5–0,11);
  • дограмматический, или этап первичного освоения языка (0,11 – конец второго года);
  • этап усвоения грамматики (третий год жизни).

А.Н. Леонтьев установил четыре этапа в становлении речи детей:

  • подготовительный (до одного года);
  • преддошколъный этап первоначального овладения языком (до 3 лет);
  • дошкольный (от 3 до 7 лет);
  • школьный (от 7 до 17 лет).

Наиболее общим является выделение в речевом онтогенезе двух возрастных этапов, которые резко различаются по используемым ребёнком средствам общения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)