Этапы развития и становления педагогики как науки

I этап – практика воспитания (первобытное общество, древнейшие цивилизации) – накопление опыта воспитания младшего поколения.

Сущность первобытного воспитания – репродукция, новое поколение природным образом воспроизводит поколение предыдущее.

В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в процессе своей жизнедеятельности. Он не столько готовился к жизни в обществе (как стало позже), а прямо включался в доступную для него деятельность, вместе со старшими и под их руководством приучался к труду и быту. Тезис – «делай как я» – суть репродуктивного воспитания.

Зарождение организационных форм воспитания в странах Древнего Востока (Ассирия, Вавилония, Египет) и педагогической мысли (конфуцианство) в Китае.

II этап – педагогическая мысль (Античность, Средневековье) – философско-теоретическое осмысление опыта воспитания человека.

Определение сущности воспитания: античность – калокагатия – гармония духа и тела – гармоничное развитие человека (Аристотель); средневековье – воспитание истинного христианина и добродетельного человека; эпоха Возрождения – всестороннее и гармоничное развитие человека.

III этап – педагогическая наука (Новое и Новейшее время) – с XVII века (роль Я. А. Коменского) отделение педагогики от философии, становление ее как самостоятельной науки, изучающей закономерности воспитания, обучения и образования подрастающего поколения, определение педагогических принципов, содержания образования, методов и форм организации педагогического процесса.

В соответствии с периодизацией П. Ф. Каптерева выделяются три периода развития отечественной педагогической теории и практики с X – начало XX веков:

  • I период – церковно-религиозный (Х – ХVII вв.) – образование или «воспитательное обучение» определяет православная церковь. Воспитательная цель – «душеспасительность, стремление сделать людей лучше, научить их премудрости и страху Божию», в целом – «укрепление юношества в православии». Первые учителя – мастера грамоты.
  • II период – государственный (ХVIII – середина ХIХ вв.) – открытие светских школ, «школа как государственная служба». Создание государственной системы начального, среднего и высшего образования.
  • III период – общественный (вторая половина ХIХ – начало ХХ вв.) – оформление общественно-педагогического движения, развитие общественной и частной инициативы в образовании (Московский и Петербургский комитеты грамотности, Педагогическая комиссия при Русском техническом обществе и др.).

Основные преобразования в области просвещения:

  • введение гражданского алфавита;
  • создание первых светских школ (в частности, профессиональных);возникновение периодической печати – 1-я газета «Ведомости»;
  • открытие в Петербурге Академии наук (1725 г.);
  • открытие при АН университета в Петербурге и гимназии (1726 г.)

Выдающиеся деятели: Ф. Прокопович, В. Н. Татищев, И. Т. Посошков.

II. Послепетровский период (1728 – 1762 гг.) (Петр II, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна)

По словам В.О. Ключевского образование и просвещение между «петровской реформой порядков» и «екатерининской реформой умов» было «дурным перепутьем»:

  • складывается сословная система образования (в Петербурге в 1732 г. открывается 1-ый Сухопутный шляхетский кадетский корпус – закрытое сословное дворянское учебное заведение и др.);
  • открытие Московского государственного университета в 1755 г.

Выдающиеся деятели: М. В. Ломоносов.

III. Екатерининский период (1762 – 1796 гг.)

Эпоха просвещенного абсолютизма – переориентация с профессиональной на общеобразовательную школьную систему. Основная идея – формирование «новой породы людей», свободных от пороков современного общества, приоритет отдается – религиозно-нравственному воспитанию – «первенство сердца над разумом» (И.И. Бецкой).

Екатерининский период:

  • 1764 г. – открытие Института благородных девиц (Смольный институт) – первое женское учебное заведение повышенного типа для девушек-дворянок, в 1765 г. – отделение для девушек-мещанок;
  • просветительская деятельность Н. И. Новикова и создание первого детского журнала «Детское чтение для сердца и разума»;
  • школьная реформа (1782-1786 гг.) – открытие Народных училищ 2-х типов для разночинцев (Малые и Главные народные училища).

Выдающиеся деятели: И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, Ф.И. Янкович де Мириево

XIX – начало XX века:

  • Период 1802 – 1825 гг. – Александр I – либеральная школьная реформа, создание государственной системы образования (приходские, уездные училища, гимназии, университеты), открытие Царскосельского лицея (1811 г.). К концу правления постепенный отход от либерализма.
  • Период 1825-1855 гг. – Николай I – консервативный период и контрреформа в образовании. Идея «охранительного просвещения», главные идеологические принципы: православие, самодержавие, народность (С. С. Уваров). Педагогические взгляды А.И. Герцена, В.Г. Белинского. Начало общественного периода развития образования
  • Период 1855 – конец 60-х годов – Александр II – общественно-либеральный период и реформирование системы образования. Земства и их роль в развитии народных школ. Формирование общественно-педагогического движения: эволюционно-гуманистическое направление – Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, В.Я. Стоюнин, Л.Н. Толстой, революционно-демократическое направление – Н.Г. Чернышенвский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев.
  • Период 1870-е гг. – 1894 г. – терроризм леворадикальных сил и постепенный отход от либерализма, Александр II убит 1 марта 1881 г. Александр III – консервативный период и контрреформа в образовании, возвращение к идеологической триаде: православие, самодержавие, народность. Школьная политика министра народного просвещения – К. П. Победоносцева (церковно-приходские школы).
  • Период 1894-1917 гг. – Николай II (Временное правительство) – посте-пенный отход от консерватизма к либерализму. Активизация общественной и частной инициативы в образовании. Общественно-педагогическое движение «Новая (гуманистическая) педагогика». Нестабильная обстановка в стране (террор, русско-японская война, первая мировая война). Демократический проект реформирования отечественного образования (В.И. Чарнолуский ).

Выдающиеся деятели: П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель.

XX век

I этап – 1917– 1930 гг. – кардинальное реформирование (разрушение) системы отечественного образования. Создание «новой пролетарской школы». Политизация и идеологизация школы. Педагогическая инициатива и творчество в рамках марксистско-ленинской идеологии (А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, В.Н. Сорока-Росинский).

II этап – 1931- 1953 гг. – сталинская контрреформа образования.

Концепция советской классовой школы:

  • изоляция от мировой педагогической теории и практики;
  • самодостаточность;
  • борьба с инакомыслием (классово-враждебной идеологией) и репрессии;
  • школа как средство политизации и идеологизации советского государства;
  • приоритет классовых интересов в образовании над общечеловеческими ценностями;
  • культ личности Сталина.

III этап – 1954 – 1964 гг. – реформирование системы образования в период «оттепели» и «догоняющая модернизация» в сфере образования. Доминирование политехнического содержания образования. Закон (1958 г.) «Об укреплении связи школы с жизнью…».

Начало педагогической инициативы и творчества В.А. Сухомлинского. Создание экспериментальной лаборатории по проблемам дидактики (Л.В. Занков).

IV этап – 1965 – 1985 гг. – своеобразная контрреформа – стабилизационно-модернизаторский характер развития системы образования. Дифференциация педагогической науки и практики на «официальную» (государственная идеология) и «неофициальную».

Научно-педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского. Педагогика сотрудничества (педагоги-новаторы): Ш. А. Амонашвили, В. Ф. Шаталов, С. Н. Лысенкова, М. П. Щетинин и др. Новые направления в дидактике и методике: проблемное и развивающее обучение (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин). Школьная реформа 1984 г.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)