Этапы культурного развития России в Новое время

Петербург как культурная столица России

Начало Новому времени в русской культуре было положено, как уже отмечалось, реформами Петра I.

Символом новой России стало основание в 1703 г. Санкт- Петербурга и превращение его в столичный город. Москва постепенно стала утрачивать свою политическую значимость. Петербург был не только новой столицей, но и единственным городом европейского типа, центром культурной жизни и формирования официальной культуры. Перенос столицы из Москвы в Петербург позволил проводить преобразования без постоянной оглядки на традиционные устои. Петербург стал носителем новой – просветительской культуры, как когда-то Киев – христианской.

Уникальность Петербурга заключается в разносторонности его бытия: порт, столица, носитель новой культуры, центр науки и образования, и вообще – новизны, перемен, динамики. Его архитектурный облик создавали лучшие европейские и отечественные зодчие, в нем нашли отражение все художественные стили XVIII-XIX вв. Петербург был и остается самым европейским городом России. Именно в Петербурге впервые появились и постепенно получили широкое распространение в России такие элементы светской повседневной и праздничной культуры как ассамблеи, балы, приемы и визиты; салоны, литературные кружки, театры, музеи, музицирование, собирание живописных и иных коллекций, придание светских черт церковным праздникам и формирование новых праздничных традиций – государственных, гражданских праздников (Новый год), личных (день рожденья); парады войск, картежная игра, дуэли и многое другое, что заполняло жизнь высших слоев общества, а затем их частично восприняли и средние слои населения. Многогранный облик Петербурга вдохновлял поэтов, писателей, музыкантов… Его значение в жизни России трудно переоценить. Петербуржцы – жители Петербурга – также представляли собой особый тип горожан, как жителей столичного города.

Русская культура на протяжении большей части XVIII в. развивалась в атмосфере нестабильности, сменяющих друг друга дворцовых переворотов, реформ и контрреформ, борьбы за власть и т.п. Но заложенные при Петре идеи, курс на обмирщение и европеизацию русской культуры устояли и получили дальнейшее развитие.

В период царствования Елизаветы Петровны происходит соединение идеи европеизации русской культуры с национальными особенностями страны. Культурные заимствования начинают укореняться в русской культуре и приобретать национальный характер. Проявлением этой тенденции можно считать деятельность М.В. Ломоносова, открытие Московского университета, Академии художеств, театра.

Наиболее ярко идеи Просвещения получили воплощение в период царствования Екатерины II, которое вошло в историю как период “просвещенного абсолютизма”. Однако русское Просвещение значительно отличалось от западноевропейского. Идеи Просвещения – социальное равенство, внесословная ценность человека, органичность чувств человека природе, независимость творческих способностей человека от его происхождения, органично сформировались на Западе под влиянием буржуазно-демократических процессов. Эти идеи, которые в России получили широкое распространение и признание благодаря трудам Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро и др., одновременно вступили в неразрешимое противоречие с крепостнической системой, не правовым государством, самодержавием как идеалом национально-государственного устройства, пренебрежением к личности, консерватизмом православия и т.д.

В то же время, в царствование Екатерины II многие гуманистические идеи Просвещения – гражданственность, служение отечеству, просвещенность, – нашли практическое воплощение. Это система образования для воспитания “новых людей”, повышение роли общеобразовательных и гуманитарных знаний, развитие литературы, публицистики, некоторый период лояльного отношения к оппозиционной просветительской мысли, расцвет дворянской культуры и т.д. Россия становится открытой страной. Интеллигенция и власть объединяются для решения единой задачи – просвещения народа.

Однако этот период был недолог. Как известно после Великой Французской революции и восстания Е. Пугачева Екатерина II отправляет в изгнание Н. Новикова и А. Радищева, усиливается контроль над обществом.

Русская культура в XIX в.

XIX в. в России – это период в развитии российской культуры Нового времени, который характеризуется зрелостью и самобытностью. Она дала наибольшее число достижений, признаваемых “классическими”, то есть эталонными для данной культуры. Именно эти достижения в значительной мере определили место и роль русской культуры в масштабах культуры мировой.

Формирование русской классической культуры происходило одновременно с процессом пробуждения национального самосознания русского народа на рубеже XVIII – XIX вв., которое нашло отражение как в деятельности отдельных личностей, так и в событиях национального масштаба (например, таких, как Отечественная война 1812 г. или идеи и движение декабристов).

В развитии русской национальной культуры следует отметить роль Н.М. Карамзина, который в “Письмах русского путешественника” (1791-95, 1801 гг.) и в “Истории государства Российского” (1804–26 гг.) привлек внимание читающей публики к проблемам современного состояния и истории России, ее национальной самоидентификации, и сделал их фактом художественного, публицистического и научного сознания. Он высказал самые своевременные и нужные идеи для российской культуры рубежа XVIII – XIX вв.

Эти идеи были подхвачены и развиты А.С. Пушкиным, П.Я. Чаадаевым, А.И. Герценом, К.С. Аксаковым и многими другими передовыми умами России. Но понимание судьбы России и судьбы ее культуры получило “бинарный” (двойственный) характер. Он проявился в сформировавшихся противоположных подходах: “славянофилы” и ” западники”, “прогрессисты” (либералы, демократы, позднее социалисты) и охранители-консерваторы.

Проблема “Запад и Восток”, вставшая перед Россией еще в дохристианские времена, так и не нашла в XIX в. окончательного разрешения. Не решена она и сейчас. Это противоборство сил в российской культуре, “идейная нетерпимость”, “крайний догматизм” (Н.А. Бердяев) и нежелание идти на компромисс отразилась на всех явлениях культурной жизни. Таким образом, XIX в. стал не только периодом расцвета культуры России, но и одновременно периодом идеологизации общественной и художественной жизни, радикализации, началом культурного кризиса, раскола российского общества, творческой интеллигенции.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)