Эпизодические статусы и социальное время

Статусный портрет, составленный только из социальных статусов, будет неполным, если в него не включить личные статусы и ситуационные, или эпизодические. Если за образование социальных статусов отвечает общественное разделение труда, то про личные, или межличностные, статусы такого сказать нельзя.

Они — плод системы распределения ролей в малой группе. Если добавить к совокупности социальных еще и личные статусы, можно получить полный портрет конкретного человека.

Яркий пример эпизодического статуса — человек, находящийся в очереди. Очередь со своими общепринятыми нормами и правила-ми, распределением ролей и неформальных статусов возникает стихийно и на непродолжительное время. Через некоторое время чело-век вышел из магазина на улицу и теперь у него эпизодический статус прохожего, затем он спустился в метро и превратился в пасса-жира и т.д.

Политические статусы бывают временные и постоянные. Постоянные — те, которые включены в систему государства (правительство, полиция). Статус избирателя — временный. Доверенное лицо президента в избирательной компании — временный статус. Кандидат в президенты также временный статус, но представители президента на местах — статусы постоянные.

Благодаря эпизодическим статусам место человека четко фиксируется не только в социальном пространстве, но и в социальном времени. Конечно, не только эпизодические, но и многие другие статусы, социальные, межличностные, существуют какое-то время, а потом исчезают. Сыном человек остается только до тех пор, пока живы родители, акционером — пока не продал ценные бумаги, учащимся — только до окончания школы и т.д.

Все перечисленные и многие другие статусы существуют во времени, если под временем понимать жизнь человека. Со смертью человека заканчивается его социальное время. У человеческого общества время тянется гораздо дольше.

Некоторые статусы индивида (их именуют приписываемыми) не исчезают до тех пор, пока он жив. В нашем смысле они существуют вечно. Вневременными являются такие статусы, как пол, национальность, раса и некоторые другие. Большинство же статусов временные.

Таким образом, графическое изображение социального пространства должно пополниться еще одной осью. Тогда мы получим единый континуум пространства — времени.

Из курса школьной физики известно, что физическое время в разных точках пространства может протекать с неодинаковой скоростью. В отличие от равномерного пространства время неравномерно. Подобное свойство выявил А. Эйнштейн, создавший теорию относительности. Время протекает неравномерно и зависит от скорости, с которой движется тело.

Другая особенность пространственно-временного континуума — различный ход времени в разных физических системах. В одной системе время протекает быстрее, в другой — медленнее, если их сравнивать между собой. Системы движутся относительно друг друга.

В социальном пространственно-временном континууме неравномерными выступают обе характеристики: и пространство, и время. Правда, в отличие от физики в социологии социальное время никаким материальным прибором не фиксируется. Оно субъективно. А это значит, что у каждого человека и в каждой социальной системе оно свое.

Время нагружено социокультурным содержанием. Это означает, что оно ощущается и измеряется разными народами по-разному. Временные различия отражаются в том наборе культурных символов, правил взаимоотношений, традиций и обычаев, которые существуют в каждой культуре.

Существование конвенций, или правил, регулирующих времен-ной аспект поведения людей, легко обнаруживается, если, скажем, попытаться пожать руку другого человека не пять, как это принято, а, например, 50 секунд. Мы сразу почувствуем неловкость, связанную с нарушением привычных культурных норм.

Временные конвенции широко ранжируются. К примеру, студенты, обращаясь к преподавателю по какому-либо вопросу, начинают обычно с фразы: «Я знаю, Вы очень заняты, но…» Очевидно, что секунды, минуты и часы — не просто количественные меры времени, имеющие постоянное значение, они символизируют определенные ценности в различных контекстах, в разных обстоятельствах.

Каждый человек когда-либо оказывался в ситуации ожидания в приемной чиновника, и для него посетители не имеют социальной ценности. Но благодаря своему служебному положению чиновник контролирует доступ к ресурсам, которые ценны для посетителей, например, им нужны водительские права и т.д.

Другие заставляют ожидать потому, что высоко ценят те услуги или знания, которые собираются предложить своим клиентам. В целом, чем больше власти и важности у человека, тем с большей силой он регулирует к себе доступ.

Люди, как правило, распределяют свое время. Пунктуальность — очень важная черта современного человека. Но в некоторых странах она ценится не очень высоко, например, в Латинской Америке люди могут опаздывать на встречу на час, и при этом от них не требуют объяснений.

В историческом времени одни общества развиваются быстрее, другие медленнее. У них разная скорость социального прогресса. Но также ведут себя и люди. Одни успевают за свою жизнь, либо за какой-то ее отрезок, сделать очень многое, иные — очень мало или почти ничего.

Обломов у Гончарова — символ застывшего социального времени. Сохранившиеся с допотопных времен дикие племена, затерявшиеся где-то в джунглях Амазонии, тоже застыли в историческом времени. У них свой временной ритм.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)