Экспериментальные исследования над символическими рефлексами

Нет надобности пояснять, что могут быть производимы экспериментальные исследования специально над символизацией объектов. Например, раздражением может быть любой видимый предмет» а реакцией может быть его название.

Здесь речь идет о пробегании нервного тока от периферического органа зрения к корковым центрам зрения, а от последних к слуховому центру речи, от слухового же центра речи к двигательному центру речи, а оттуда к периферии до языка и губ.

И здесь мы можем исключить время, потребное на простое повторение слов, при котором возбуждение достигает непосредственно слухового центра речи, от последнего же оно распространяется к двигательному ее центру, а отсюда к языку и губам, В таком случае мы можем высчитать время, потребное на усложнение нервно-психической деятельности в виде символического сочетания вызванного зрительным воздействием,

В других случаях мы можем реагировать на зрительное впечатление не названием того же предмета, а названием всякого любого предмета, который придет в голову по сочетанию вслед за тем, как данный предмет будет предъявлен. В этом случае, следовательно, первоначально возбуждается след от названия данного предмета, который оживляет след от названия какого-либо другого предмета, и за ним уже следует импульс к периферии для произнесения слова.

Само собою разумеется, что в этом случае окажется значительно более продолжительный период времени, нежели в предыдущем случае. Определение продолжительности словесной сочетательной реакции производится над словесными реакциями следующим образом: экспериментатор наперед условливается с испытуемым, что послед ни й на данное ему слово должен реагировать другим словом, какое будет вызвано в нем путем символического сочетания.

Чтобы получить время сочетания, оба момента, т, е. даваемое и произносимое слова, должны быть зарегистрированы либо записью на брегетовском вале с помощью двух электрических сигналов, либо — что лучше и удобнее — с помощью специального например, хроноскопа. И в том и в другом случае необходимо иметь два прерывателя, установленных на пути проведения тока, идущего от батареи в первом случае к сигналам, во втором случае в хроноскоп.

В первом случае предварительного опыта испытуемый и экспериментатор держат ток замкнутым, затем в момент произнесения слова экспериментатор размыкает ток в своем сигнале, испытуемый жет произнося ответное слово, размыкает свой прерыватель.

При вращении цилиндра между замыканиями обоих прерывателей получается отводная линия от прерывания тока, которую можно измерить, а так как скорость вращения цилиндра известна или может быть известна (например, записью камертонной кривой), то легко высчитать время, потребное для всего процесса, начиная от момента произнесения слова до ответного слова.

Если измерение производится с помощью хроноскопа, то прерывателями пользуются таким образом, что предварительно прерыватель испытуемого находится в замкнутом состоянии, благодари чему ток не проходит со цепи, на пути которой введен Ырр’овский хроноскоп.

Затем в момент произнесения слова экспериментатором его прерыватель замыкается, вследствие чего ток вводится в хроноскоп, 1 Из прерывателей для опытов этого рода лучше всего пользоваться механическими прерывателями ял и так называемыми «ворон к am и» его стрелки начинают двигаться до тех пор, пока испытуемый вместе с произнесением слова не замкнет свой прерыватель, благодаря чему ток выводится из хроноскопа и стрелки снова перестают двигаться.

По положению стрелок до и после опыта нетрудно определить время, протекшее от момента произнесения слова экспериментатором до времени произнесения слова исследуемым. Из этого суммарного времени, протекшего от момента раздражения до происшедшей реакции, может быть исключено время, требуемое для простой реакции, состоящей в произнесении испытуемым того же самого слова, что дает возможность определить время проведения импульса от слухового органа к корковым центрам слуха, от последнего к двигательному речевому центру и затем к периферическому аппарату речи, следовательно, без участия сочетательно-символической деятельности нервной системы.

Оставшийся же за вычетом этого времени промежуток покажет время, выражающее только длительность сочетательно-символической деятельности центра-Исследования показывают, что время от произнесения экспериментатором слова до произнесения испытуемым ответного слова в среднем достигает 0,9—lt0 с.

Время же, необходимое для одной сочетательной работы мозга, определяется путем вычитания из вышеуказанного числа промежутка времени, необходимого на то, чтобы услышать слово и дать на него сигнал, что равно в среднем около 0,225 с. Следовательно, на самую сочетательную работу мозга для слов уходит от 0,7 до 0,9 с.

Исследования словесных сочетаний по вышеуказанному методу у здоровых и у душевнобольных приводят к выводу, что время реакции меняется в зависимости от состояния умственного развития, причем замедление сочетаний является признаком ослабления умственных способностей. Впрочем, при прогрессивном параличе в начальном его периоде может наблюдаться уменьшение времени сочетаний.

Скорость словесных сочетаний может быть исследована и более простым способом. Для этой цели достаточно испытуемому вслед за данным ему словом произносить возможно скорее все те слова, которые у него будут вызываться по сочетанию, экспериментатор же должен их записывать.

По истечении определенного времени, например 5 мин, дальнейшее произнесение слов должно быть остановлено. Чтобы получить среднее время словесной реакции, необходимо полученное разделить на число произнесенных слов/ а если желательно получить время, самих символических сочетаний, то необходимо предварительно заставить последовательно произнести те же слова одно за другим как можно скорее, затем время этого произнесения вычесть из общего времени словесных реакций и полученное таким образом уже разделить на число произнесенных слов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)