Экспериментальные исследования относительно времени и условий, определяющих выбор личных движений

Экспериментальные работы до сих пор касались главным образом исследования времени личных реакций. Из работ, сюда относящихся, следует указать главным образом на работы, относящиеся ко времени выбора по методике, предложенной В. Вундтом.

В этом случае под выбором понимается не выбор внешних объектов, а выбор той или иной руки или ее пальцев, которыми по предварительному условию с испытуемым он должен реагировать на данное простое раздражение, например на сильный или слабый звук.

Такого рода исследования показали, что время, потребное для столь простого выбора, к тому же вперед предопределенного, представляется значительно большим, нежели время простой реакции и даже время различения.

Для исследования скорости личного выбора мы можем разместить на таблицах цветные кружки и предложить выбирать цвета в порядке солнечного спектра. В другом случае мы можем разместить на таблицах кружки разной интенсивности одного или двух цветов и предложить выбирать цвета в порядке их постепенной интенсивности.

В третьем случае мы можем брать одноцветные кружки, но разной величины и предложить распределять их в порядке возвышающегося или понижающегося размера. Само время выбора во всех случаях может быть измерено с помощью обыкновенного секундомера, а чтобы исключить из этого времени скорость самой двигательной реакции, можно предложить в отдельных опытах брать те же предметы без всякого выбора и по возможности скорее.

В нашей лаборатории д-ром Спиртовым по моему предложению проделывался ряд опытов над выяснением условий выбора предъявляемых объектов в виде различных: рисунков и предметов, расположенных в поле зрения в одинаковом расстоянии от его центра, причем от испытуемого требовалось, чтобы он выбрал один из этих предметов — тот или другой, При этом выяснялись и внутренние мотивы выбора; результаты же выбора подсчитывались.

Всего испытуемых было 18: одиннадцать мужчин и 7 женщин; исследовано было влияние величины, положения относительно оси предмета (или горизонта), положения относительно выбирающего лица, очертания, окраски, рельефа, покойной позы или позы движения, окружающей декорации и новизны или привычности.

Для выбора показывались рисунки различных предметов, линий, геометрических плоскостных фигур и тел; выпуклость и вогнутость для опытов с рельефом достигались посредством штампования; влияние декорации или окружающей обстановки исследовалось на рисунках, помещенных на различной по качеству бумаге, на различных по очертанию карточках и на карточках, где рисунок был вставлен, например, в квадрат, или сбоку рисунка была изображена какая-нибудь фигура.

Все рисунки показывались на одной вертикальной плоскости в равном расстоянии оу фиксационного пункта, который, в свою очередь, был на расстоянии ясного видения от испытуемого; предъявление рисунков производилось или с помощью быстрого раздвигания особых заслонок, или с помощью моментально наступавшего освещения, или, наконец, с помощью фотографического затвора.

Из этих опытов, как и следовало ожидать, выяснилось прежде всего, что на выбор огромное влияние оказывает оживление прошлых следов органических реакций, тесно связанных с внешними воздействиями, иначе говоря, влияние личной сферы. Далее следует отметить индуцирующее влияние ранее сделанных выборов на другие позднейшие, что, однако, наблюдалось лишь в течение данного сеанса опытов, и, наконец, то или иное влияние внешних условий.

В указанном отношении заслуживают внимания следующие результаты вышеуказанных опытов:

  1. из предъявляемых предметов и фигур, более или менее обычных размеров, предпочитаются или большие, или средние по величине, но стоящие ближе к большим» в меньшинстве случаев — предметы средней величины, ближе к малым, или малые. Исключение составляли буквы, где предпочитались сравнительно меньшие буквы, но лишь до известной степени;
  2. в отношении положения выбиралось большею частью вертикальное, стоячее для предметов положение; в меньшинстве случаев выбиралось то вертикальное, то наклонное или то вертикальное, то горизонтальное положение и одно горизонтальное, лежачее, и лишь в виде исключения выбор падал на одно наклонное положение;
  3. из линий чаще всего выбиралась правильная зигзагообразная, затем следуют прямая и волнистая, реже — неправильно зигзагообразная;
  4. из углов прямые и острые в значительном большинстве случаев (за редкими исключениями) выбирались предпочтительно перёд тупыми;
  5. из фигур, ограниченных с трех сторон, выбирался всего чаще прямоугольный треугольник; за ним по частоте следуют неправильные, особенно с выдающимися углами и равнобедренные; #сего реже выбирался сектор;
  6. из четырехугольников всего чаще выбирался ромб, за ним по частоте выбора следуют квадрат и параллелограмм*,всего реже трапеция и неправильный четырехугольник;
  7. из площадей с различным числом сторон (3t 4, 5, 6, 8, 12) чаще выбирались треугольник и квадрат, за ними по частоте следовали 12—6-угольники, пятиугольник же ни разу не выбирался;
  8. из кривых чаще всего выбирался круг* почти так же часто — спираль редко — другие виды геометрических кривых (эллипсис, гипербола, парабола) ;
  9. из тел всего чаще выбирался куб, почти так же часто — пирамида, меньше — шар, еще меньше — призма, цилиндр и конус;
  10. при выборе между кругом и угловатыми площадями получились в общем довольно неопределенные результаты, хотя большинство женщин выбирало круг, тогда как большинство мужчин предпочитало угловатую площадь;
  11. из цветов всего чаще выбирался голубой, за ним следуют красный и фиолетовый, за ними — желтый, зеленый и оранжевый;
  12. из четырех факторов — величины, положения, очертания и окраски — в большинстве случаев более решающее значение в смысле выбора имеют цвет и очертание, чаще даже цвет, положение же и величина имеют меньшее значение;
  13. в отношении рельефа предпочтение оказывалось гораздо чаще выпуклым фигурам;
  14. в отношении ноя движущихся предметов выяснилось, что предпочитается большей частью поза движения, исключение составляла фигура льва, относительно которого большинство предпочитало позу покоя — стоячую или лежачую;
  15. в отношении обстановки в значительном большинстве случаев выбирались предметы с декорацией;
  16. в отношении новизны и оригинальности получился вывод, что в большинстве случаев предпочитались предметы более или менее знакомые, тогда как предметы малознакомые, редкие, экзотические и древние выбирались значительно реже;
  17. при исследовании влияния положения предмета относительно выбирающего лица преимущество в отношении выбора имели верх и правая сторона от испытуемого; что касается отдалений, доступных для руки, то преимущество оказывалось на стороне среднего и даже большего отдаления, чем очень близкого.

Таким образом, выбор объектов, стоя в тесной связи со сферой личности и подчиняясь в известной мере индуцирующему влиянию прошлого выбора, регулируется еще целым рядом разнообразных объективных факторов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)