Экономика Японии и ее влияние на функционирование мировой экономики

Япония занимает второе место в мире по размеру ВВП. Первое место в мире занимает по производству легковых автомобилей, продукции судостроения, роботов. Япония придерживается экспортно-ориентированной модели развития экономики. Внешняя торговля – традиционная форма МЭО Японии.

Огромное превышение экспорта над импортом – отличительная черта Японии. Оно образуется в основном в торговле с США, Китаем, Южной Кореи. Половина торговых активов связана с США. Население Японии составляет 2,3 % от мирового и оно производит 16% общего мирового ВВП.

Причины высоких темпов роста Японской торговли:

  • конкурентоспособность продукции (высокие технологии);
  • быстрая смена промышленных моделей;
  • относительная дешевизна рабочей силы.

За рубежом Япония реализует 10-20 % ВВП. Ряд отраслей целиком работают на экспорт (80-90 % – кассовые аппараты, магнитофоны и т.д.). Физический объем торговли Японии за 50 лет увеличился в 70 раз, а темпы торговли опережали темпы всей мировой торговли.

Товарная структура экспорта:

  • продукция обрабатывающей промышленности составляет 95 % общего экспорта Японии;
  • машины, оборудование и транспортные средства связи (76 %);
  • химические товары, текстиль.

Японский товарооборот за 2000 год составлял 986 млрд. долл., при этом: экспорт 550 млрд. долларов, импорт – 436 млрд. долларов. Положительное сальдо в торговле 107 млрд. долларов.

Основные экспортные товары:

  • легковые автомобили (40 %);
  • электроника;
  • сталь;
  • грузовики;
  • видеомагнитофоны;
  • суда;
  • металлообрабатывающие станки.

Океания и Австралия также экспортируют много сырья в Японию. Япония хочет сократить экспорт за счет увеличения импорта, чтобы избежать перегрева экономики и удовлетворять требования США по устранению дефицита, использую основной закон во внешней торговли 1980 г. «Закон о торговле».

Структура импорта:

  • сырье и энергоресурсы – 55 %;
  • машины и оборудование – 18 %;
  • текстиль – 10 %;
  • химическая промышленность – 8 %;
  • продовольствие – 5 %.

Опираясь на ресурсы Государственного Банка, Япония оказывает большую помощь коммерческим банкам. Краткосрочное финансирование играет основную роль. Осуществляется государственное страхование экспортной торговли. Экспортерам предоставляются налоговые льготы.

Основные импортные товары:

  •  сырая нефть;
  • нефтепродукты;
  • древесина;
  • уголь;
  • черные и цветные металлы;
  • текстильные товары;
  • мясо и мясные продукты.

В Японии распространены кейрецу – межфирменные закрытые группы с устоявшимися связями, в которые трудно пробиться.

Географическое направление экспорта:

  • Северная Америка – 36,5 %;
  • Юго-Восточная Азия – 23 %;
  • Западная Европа – 20,5 %;
  • остальные – 16 %.

Больше всего Япония использует нетарифные ограничения и требования по стандартизации, особенно относительно производства проводников и полупроводников, коммуникационного оборудования.

Географическое направление импорта:

  • Юго-Восточная Азия – 39 %;
  • США и Канада – 27 %;
  • Западная Европа – 16,5 %.

Централизованное регулирование импорта осуществляется во внешней торговли и промышленности Японии, т.к. Япония – член ВТО, то она должна поддерживать уровень таможенного регулирования в соответствии со стандартами ВТО, т.е. размер пошлин 3-3,5 %.

Существуют импортные квоты. Рынок Японии более закрыт. Здесь есть специфика – корпоративный дух, сотрудничество между правительством и деловыми кругами (хотя товароконкуренция не ослабляется). Японские компании устанавливают между собой хозяйственные связи, особенно субподрядные контракты. Эти связи ведут к долгосрочному сотрудничеству, т.к. обеспечивают бесперебойные поставки.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)