Экипаж судна

1. В состав экипажа судна входят капитан судна, другие лица командного состава и судовая команда, в состав которой не входят лица, относящиеся к командному составу.
К командному составу судна кроме его капитана относятся также помощники капитана, механики, электромеханики, радиоспециалисты и врачи. По решению соответствующего федерального органа власти в это число могут быть включены и иные специалисты.

Каждое судно должно иметь на борту экипаж, члены которого имеют надлежащую квалификацию и состав которого достаточен по численности для обеспечения безопасности плавания судна, защиты морской среды, выполнения требований к соблюдению рабочего времени на борту судна, недопущения перегрузки членов экипажа работой.

Минимальный состав экипажа зависит от типа и назначения судна, а также от района плавания судна, причем его численность устанавливается компетентным органом федеральной власти по согласованию с соответствующим профсоюзным органом.

Свидетельство о минимальном составе экипажа с учетом вышеизложенного выдается капитаном морского или рыболовного порта, которыми осуществляется регистрация судов. При проведении контроля портовыми властями соответствие экипажа судна данным, содержащимся в свидетельстве, является подтверждением того, что оно укомплектовано экипажем, обеспечивающим безопасность плавания судна.

2. К занятию должностей членов экипажа судна, за исключением должностей членов экипажа промыслового судна, допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные утвержденным Правительством РФ Положением о дипломировании членов экипажей судов.

Дипломы и квалификационные свидетельства выдаются капитанами соответствующих (морских или рыбных) портов при соответствии кандидатов требованиям к стажу работы на судне, возрасту, состоянию здоровья и профессиональной подготовке по результатам проверки их знаний квалификационными комиссиями.

Дипломы капитанов судов и лиц командного состава считаются действительными при наличии подтверждений со стороны капитанов соответствующих портов, удостоверяющих выдачу таких дипломов и квалификационных свидетельств.

Перечисленные выше документы могут быть изъяты или аннулированы либо их действие может быть приостановлено соответствующим органом федеральной власти в случаях прямой угрозы жизни людей, сохранности имущества на море или причинения ущерба морской среде вследствие некомпетентности действий или бездействия членов экипажа при исполнении ими обязанностей в соответствии с их дипломами и квалификационными свидетельствами, а также в целях предотвращения обмана.
Упомянутые выше подтверждения дипломов и квалификационных свидетельств теряют силу по истечении срока действия таких документов, при их изъятии или аннулировании либо приостановлении их действия.

В состав экипажа судна, плавающего под флагом РФ, кроме граждан России могут входить иностранные граждане и лица без гражданства. Однако иностранцы и апатриды не могут занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана, старшего механика и радиоспециалиста.

Условия, на которых иностранцы и апатриды могут входить в состав экипажа судна под российским флагом, устанавливаются соответствующим компетентным федеральным органом власти в соответствии с положениями российского законодательства о привлечении и использовании в РФ труда иностранных граждан и лиц без гражданства.

3. Порядок приема на работу физических лиц в качестве членов экипажа судна, их трудовые и социальные права и обязанности, условия труда и его оплаты, а также порядок и основания их увольнения определяются применимыми внутригосударственными и международными нормативными актами.

В частности, установлено, что никто из членов экипажа не может быть прият на работу на судно без согласия капитана. Устав службы на судах утверждается компетентным органом федеральной исполнительной власти, а уставы о дисциплине – Правительством РФ.

Согласно положениям Конвенции МОТ о найме и трудоустройстве моряков № 179, которые фактически используются российскими судоходными компаниями, а также Рекомендации МОТ о найме и трудоустройстве моряков № 186, государство должно обеспечивать, чтобы соответствующий компетентный орган исполнительной власти:

  • контролировал службы по найму и увольнению, выдавал и продлевал сроки действия лицензий;
  • следил, чтобы аппарат и персонал таких служб состоял из подготовленных лиц, имеющих необходимые знания в области морского транспорта;
  • требовал от служб принятия мер, обеспечивающих по мере возможности наличие у работодателя средств защиты моряков от опасности оказаться оставленными в затруднительном положении в иностранном порту;
  • добивался того, чтобы на моряков не возлагалась прямо или косвенно оплата каких-либо сборов и издержек в связи с их наймом и предоставлением работы.

Нормы, регламентирующие рабочее время и время отдыха моряков, установленные соответствующим положением, утвержденным Министерством труда РФ в 1996 г., в целом соответствуют требованиям Конвенции МОТ № 180, в том числе в отношении продолжительности рабочего дня и времени отдыха, не ущемляя в то же время право капитана судна требовать от моряка выполнения установленных для него обязанностей в течение необходимого количества часов для непосредственного обеспечения безопасности судна, лиц, находящихся на борту, груза, а также для оказания помощи судам или лицам, терпящим бедствие в море.

4. КТМ РФ устанавливает, что члены экипажа судна под флагом России имеют право на возвращение на родину (репатриацию) в случаях:

  • истечения при нахождении моряка за пределами РФ срока действия трудового договора, заключенного на определенный срок или на определенный рейс;
  • расторжения трудового договора по инициативе судовладельца или члена экипажа судна по истечении срока, указанного в уведомлении, сделанном в соответствии с трудовым договором;
  • кораблекрушения;
  • заболевания или травмы, требующих лечения вне судна;
  • невозможности выполнения судовладельцем своих обязанностей в отношении членов экипажа судна, предусмотренных законом или иными правовыми актами либо трудовыми договорами, вследствие банкротства, продажи судна или изменения государства регистрации;
  • направления судна без согласия членов экипажа судна в зону военных действий или зону эпидемиологической опасности;
  • истечения определенного коллективным договором максимального срока работы члена экипажа судна на борту судна.

По желанию члена экипажа осуществляется репатриация в государство, в котором он проживает, в порт, в котором он был принят на работу на данное судно или который указан в коллективном договоре, либо в любой другой пункт, указанный при найме члена экипажа. Организация репатриации является обязанностью судовладельца; она должна быть произведена надлежащим образом и быстро, с использованием воздушного транспорта.

Расходы на репатриацию, которые несет судовладелец, включают:

  • плату за проезд члена экипажа к месту репатриации, питание и проживание с момента, когда репатриант покидает судно, и до момента, когда он прибывает в место репатриации, лечение, если это необходимо, до тех пор, пока член экипажа по состоянию здоровья не будет годен для проезда к месту репатриации, провоз 30 кг багажа до места репатриации;
  • заработную плату и пособия с момента, когда репатриант покидает судно, и до момента, когда он прибывает к месту репатриации, если это предусмотрено коллективным договором.

Если репатриация осуществляется по причинам, возникшим по вине члена экипажа судна при исполнении им своих трудовых обязанностей, судовладелец имеет право на возмещение понесенных им расходов по репатриации в соответствии с российским законодательством о труде.

5. Помимо вышеизложенного, судовладелец обязан обеспечивать членам экипажа судна безопасные условия труда, охрану их здоровья, наличие на судне спасательных средств, бесперебойное снабжение продовольствием и водой, наличие надлежащих помещений для проживания, отдыха, санитарно-гигиенических и культурно-просветительских целей.

Судовладелец обязан страховать заработную плату и другие причитающиеся членам экипажа судна платежи, в том числе расходы на репатриацию, их жизнь, здоровье при исполнении ими трудовых обязанностей.

6. Значительный объем правомочий и обязанностей возлагается на капитана судна. В этот комплекс входят обязанности по управлению судном, включая судовождение, принятие мер по обеспечению его безопасности, защите морской среды, поддержанию порядка на судне, предотвращению ему вреда и находящимся на нем людям и грузам. Он обязан принимать меры по оказанию помощи любому судну, терпящему бедствие на море, если это может быть сделано без серьезной опасности для своего судна, причем нарушение данной обязанности чревато для капитана привлечением его к уголовной ответственности.

Капитан обязан также принимать меры по оказанию помощи судну в случае его столкновения, неотложной медицинской помощи, по недопущению уничтожения, повреждения и захвата своего судна, если оно окажется в районе ведения военных действий, причем это распространяется и на находящихся на судне людей, документы, грузы и другое имущество.

В случае, если, по мнению капитана, судну грозит неминуемая гибель, капитан обязан разрешить членам экипажа оставить судно после принятия мер по спасанию находящихся на судне пассажиров, причем он сам покидает судно последним после принятия зависящих от него мер по спасению судового журнала, машинного журнала и радиожурнала, а также карт данного рейса, лент навигационных приборов, документов и ценностей.

В случае обнаружения на судне в процессе плавания признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ, капитан выполняет функции органа дознания с соблюдением применимых положений уголовно-процессуального законодательства и соответствующих подзаконных актов.

Он вправе задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, до передачи его компетентным органам в первом российском порту, в который зайдет судно, либо, в случае необходимости, направить его вместе с материалами дознания в РФ на другом судне.

На капитана судна возлагается также ряд функций нотариального характера. Так, он вправе удостоверять завещания лиц, находящихся на судне, во время плавания, делать соответствующие записи в судовом журнале о каждом случае рождения на судне ребенка и о каждом случае смерти. При этом он обязан уведомлять одного из близких родственников умершего или супруга умершего о таком случае.

В силу своего служебного положения капитан судна признается представителем судовладельца и грузовладельца в отношении сделок, необходимых в связи с нуждами судна, груза или плавания, а также исков, касающихся вверенного капитану имущества, если на месте нет иных представителей судовладельца или грузовладельца.

В случае возникновения во время рейса неотложной надобности в деньгах для продолжения плавания (ремонта судна, содержания экипажа) капитан вправе, если нет возможности или времени для получения распоряжения судовладельца или грузовладельца, продать часть вверенного капитану имущества, не являющуюся необходимой для продолжения плавания.

При этом должен быть избран способ приобретения средств для продолжения плавания, который наименее убыточен для судовладельца и грузовладельца. Судовладелец возмещает стоимость проданного груза его владельцу, за исключением случаев, если вызванные продажей груза убытки подпадают под признаки общей аварии или если продажа груза проведена только в интересах груза.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)